Иконопись XVI в.
На иконопись большое влияние оказывала государева власть и церковь. Церковные соборы устанавливали каноны, которые должны были неукоснительно соблюдаться; мало того, церковь ввела строгий надзор не только за иконописью, но и за самими иконописцами, за их частной жизнью и поведением. Стоглавый собор 1551 года требовал от мастеров строгого следования утвержденным церковью древним образцам, схематическим прорисям изображения определенного иконописного сюжета, у каждого иконописца имелся сборник таких прорисей-образцов, которым он должен подражать. Все это приводило к ограничению свободы творчества, и произведения становились однообразными, перегруженными деталями.
И все-таки в середине XVI века в русском изобразительном искусстве появились новые веяния, вызванные стремлением сочетать канон и реальность, что спровоцировало яростные протесты консерваторов. Так, например, дьяк посольского приказа Иван Михайлович Висковатый был возмущен непонятными сюжетами новых икон Благовещенского собора в Кремле. Его негодование вызвало то, что художник написал образ Христа по собственным «мудрованиям», мало того, рядом со Спасителем изобразил «пляшущую женку». Однако новые веяния были настолько сильны, что церкви приходилось с ними считаться. Стоглавый собор вынужден был разрешить изображать на иконах «цари и князи и святители и народи», а также «бытийное письмо» {то есть исторические сюжеты).
Вот в такой новой манере Феодосии, сын Дионисия, расписал Благовещенский собор Московского Кремля, Фрески храма проникнуты идеей преемственности власти московских князей от князей киевских и византийских императоров. Басилевсы и русские правители в великолепных пышных одеждах смотрят на нас со стен собора. Вся роспись очень торжественна и напоминает по стилю фрески Ферапонтова монастыря.
Усиление государственной и религиозной пропаганды привело к тому, что традиционный порядок росписей православного храма был нарушен. Во многих фресках того времени появляются реальные исторические лица, например в соборе Свияжского монастыря, построенном в память завоевания Казани, изображен Иван Грозный. Но, самое главное, на первый план начинает выступать идея возмездия, которым церковь угрожает человеку за его грехи. Поэтому центральным мотивом росписей становится сцена Страшного суда.
Государственные и церковные идеи находили свое воплощение и в иконописи. Большая икона «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство», написанная в середине XVI века, создана именно для этой цели. Появилась она в связи с победой над Казанью, Торжественно и. ярко в ней представлен триумф русского оружия; ряды всадников с копьями и хоругвями направляются к Богоматери, восседающей на троне, навстречу им стремительно летят ангелы с победными венцами в руках. Возглавляет войско покровитель воинов — архангел Михаил, скачущий на крылатом коне, а за ним следует прекрасный юноша — молодой Иван Грозный,
В нижней части иконы расположена река, которая символизирует религию как источник жизни. Она делится на два рукава, один из которых наполнен влагой, что означает живительность православной веры, а другой пуст — символ бесплодности, отступничества и неверия.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: