Архитектура Русское деревянное зодчество.
В истории русской архитектуры XVII веку принадлежит особое место. В этот период зодчество, так же как и другие виды искусства, стремится к отказу от старых канонов и обмирщению. «Дом Божий» превращается в красивое, нарядное сооружение, отвечавшее вкусам заказчика.
Много было построено в этом веке, и много славных имен русских плотников дошло до нас. Это обстоятельство особенно ценно, так как архитектура того периода дала нам гораздо больше совершенных произведений, чем живопись. Особенно хороши были деревянные хоромы, богато украшенные, разнообразные по формам и очень нарядные. В Москве строились двух-трехэтажные деревянные дома, русские зодчие могли бы построить и более высокие, но в 1688 году из-за частых пожаров царем было запрещено строительство трехэтажных зданий.
Искусство русских зодчих ярче всего проявилось в крупных постройках, возводившихся по заказу царского двора, и в сооружении храмов, на создание которых собирались большие «мирские» средства. В этих зданиях воплотилось богатство талантов русского человека, народное понимание красоты как дивного узорочья, в них с большой силой проявилась народная художественная культура.
Подлинного триумфа русское деревянное зодчество достигло в создании одного из прекраснейших затейливо-великолепных сооружений того времени - царского дворца в селе Коломенском (1667—1668 гг.). Он был построен плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловым напротив знаменитой церкви Вознесения. Высокие шатры, скирды, бочки, гребни, маковки, купола — все эти элементы встречались и в крестьянских избах, и в боярских хоромах, и в деревянных церквях. В композиции дворца эти элементы использовались в сказочном многообразии. Их украшала ярко раскрашенная резьба с позолотой. Крыши дворца были тоже позолочены. В 1768 году дворец «за ветхостью» разобрали, до нас дошли лишь рисунки и модель этого сооружения, а еще сохранились отзывы современников о его великолепии и сказочной красоты. Известный поэт XVII века Симеон Полоцкий назвал Коломенский дворец восьмым чудом света, а иностранец Рейтенфельс сравнивал его с «только что вынутой из футляра драгоценностью».
Развивалось и каменное зодчество. Интересно, что, если в XVI веке шатровые и камеиные храмы строились русскими мастерами «на деревянное дело». То есть мастера использовали в строительстве каменных сооружений элементы деревянного зодчества, то в XVII веке, наоборот, некоторые деревянные храмы строились «на каменное дело». Таков собор в городе Шенкурске Архангельской области, построенный в 1681 году.
Архитектура Москвы, Новый Иерусалим.
В первой половине века был возведен знаменитый Теремной дворец в Московском Кремле (1635—1636 гг.) - крупнейшая из гражданских построек того времени. Его воздвигали по заказу паря Михаила Федоровича «каменных дел мастера» Антип Константинов, Трефил Шарутин и Илларион Ушаков на высоком подклете, оставшемся от старых палат XVI века. Дворец был удивительно красив. Золотая крыша, два пояса лазурных изразцовых карнизов, богатая каменная резьба — все это делало его похожим па сказочный чертог. Палаты дворца были богато изукрашены: подоконники и дверные проемы покрывала тонкая деревянная резьба, стены и своды — травяной узор, печи — искусно выполненные цветные изразцы.
Воздействие деревянной архитектуры сказалось и в планировке здания, и в обилии орнаментальных деталей, и в декоративных элементах. Красив был дворец, но до нашего времени его великолепие не сохранилось, поскольку в XVIII веке его перестроили, и нам остается только догадываться, каким он был.
Обмирщение архитектуры и включение в нее народных элементов коснулось и церковного строительства. «Шеи» барабанов становились все длиннее, а сами главки вытягивались вверх и приобретали форму луковиц, которые известный искусствовед начала XX столетия Евгений Трубецкой сравнивал с пламенем свечи. Возводились устремленные в небо шатровые храмы, все изысканней и богаче становилось их убранство. Возникновение нового стиля было связано с тем, что часто заказчиками строительства церквей становилось городское купечество, требовавшее все большей декоративности и нарядности храма, внешнее убранство все чаще делалось самоцелью. Так церковь Рождества Богородицы в Путниках (1649—1652 гг.), построенная в самом центре Москвы, своим декором и миниатюрностью напоминает изящную игрушку. В 1631/35—1653 годах в Москве по заказу купца Григория Никитникова была построена церковь Троицы в Никитниках, Для ее украшения были приглашены лучшие мастера, которые создали храм, до сих пор пленяющий нас причудливым многообразием форм и сказочным богатством деталей. Церковь похожа на боярский двор с различными постройками, связанными единым назначением. Храм в Никитниках оказал большое влияние на строительство многих церквей: это и Троицкий собор в Муроме, и Вознесенский в Устюге. Все они искусно и богато изукрашены декоративными деталями.
Декоративность проникла и в крепостное зодчество. В начале века продолжается перестройка Московского Кремля. В 1624— 1625 годах англичанин Христофор Галовей вместе с Бажсном Огурцовым воздвигли Спасскую (Фроловскую) башню, увенчанную высоким шатром. Новая башня оформила парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью крепостные соборы с храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Через пятьдесят лет шатры появились и на других башнях цитадели. Благодаря этому вид Московского Кремля совершенно изменился, вместо строгой и суровой крепости возник торжественный и величественный ансамбль — символ величия Российского государства. Причудливая игра форм и красок, мощь опоясавших кремлевские храмы и дворцы стен, стремящиеся вверх нарядные шатры башен — все это создало редкую по красоте картину, в которой воплотился талант русского народа.
В XVII веке Москва приобретает новый архитектурный облик. Кремль окружают ансамбли подгородных монастырей; Симонова, Ново-Девичьего, Донского и других.
Раскинувшийся на холмах, изрезанных множеством рек и речушек, город восхищал русских людей и иностранцев сказочной живописностью своего силуэта. «Красивейшим и знатнейшим городом России» назвал Москву посол австрийского императора А. Мейберг, побывавший в России в середине XVII века.
Многие крепостные сооружения Древней Руси тоже оделись в богатый наряд. Стены и башни Калязинского, Троице-Сергиева монастырей стали более декоративными. Великолепные украшения появились и на мощной и в то же время нарядной башне Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале.
Однако чувство торжественного соборного величия не было забыто русскими зодчими. Ярче всего оно сказалось в соборах Ярославля. Особенно хороши - величавый храм Иоанна Златоуста в Коровниках и грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, построенная на средства прихожан. В архитектуре соборов соединяется торжественная монументальность и декоративная многоцветность. Церковь в Толчкове — изумительный памятник искусства народных мастеров: резчиков по дереву, кузнецов, иконописцев и кирпичников. «Любовная рука художника не оставила без внимания ни одной детали — все было превращено в произведение искусства», - писал знаток древнерусской архитектуры Н. Н. Воронин.
С середины XVII века властолюбивый патриарх Никон пытался использовать искусство для утверждения могущества церкви. Патриарх установил новые правила церковного зодчества. Он хотел вернуть монументальные строгие формы древних храмов, требовал запретить шатровые кровли и возродить многоглавие. осуждал стремление к узорочью, нарядности храма. По повелению Никона был построен собор Воскресенского-Новоиерусалимского монастыря в Истре, что под Москвой. Этот собор должен был повторить в своих очертаниях композицию храма над гробом Господним в Иерусалиме. Туда было послано специальное посольство для того, чтобы привезти чертежи и модель иерусалимской церкви. Строил собор известный зодчий Аверкий Мокеев. Храм венчал, едва ли не самый большой а мировой архитектуре, шатер (в данном случае патриарх отступил от своих требований). Стеньг храма покрывали, как тогда говорили, «ценные» изразцы, поражавшие своей роскошью. Искусные образцы и ажурную резьбу по дереву, украшавшую интерьеры храма, выполнили славные белорусские умельцы Степан Иванов по прозвищу Полубес. Игнатий Максимов и Петр Заборский. Прелесть нового архитектурного стиля победила запреты патриарха.
Ансамбль построек ростовского митрополичьего двора — Ростовский кремль был возведен по приказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича в семидесятые годы XVII столетия. Сооружение этого ансамбля демонстрировало могущество и силу церкви. Внушительные стены кремля имитировали неприступную крепость, а нал Парными башнями ворот высились пятиглавые храмы, подчеркивая своим величием превосходство духовной власти над светской. Храмы и палаты митрополичьего двора отличала строгость и сдержанность форм, лишь ворота с - надвратными церквями восхищали своей нарядностью.
Религиозная символика все более отступала перед жизнерадостной и живописной декоративностью, даже постройки Ростовского кремля приобрели сказочный вид, так любимый народным искусством.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: