logo
очерки рус

3. Литература

Литература этого периода, так же как архитектура и жи­вопись, связана с местными особенностями раздробленной на княжества Руси.

Получает свое дальнейшее развитие летопись, церковная и светская литература, но во всех жанрах выше частных интере­сов отдельных областей стоит идея объединения Русских земель.

Один из интереснейших памятников церковной литературы, в котором ярко проявились эти тенденции, — произведения Кирилла Туровского. Это был человек, наделенный ярким талан­том создавать церковные проповеди, он сочинял молитвы, в ко­торых проявился его незаурядный поэтический дар. Туровский был епископом и «книжным мужем», занимался изложением Священного писания. Его перу принадлежат восемь «Слов» — проповедей, которые вошли в так называемые «Златоусты» и «Торжественники» — сборники проповедей и поучений, принад­лежавшие византийским отцам церкви. То обстоятельство, что сочинения русского автора были помещены рядом, показывает, каким уважением пользовались его произведения.

Значительная роль в развитии древнерусской литературы принадлежит Киево-Печерскому монастырю - крупнейшему ре­лигиозному центру того периода. Монахи этой обители старались так отразить ее историю, чтобы ни у кого не оставалось сомне­ний в преимуществе Киево-Печерского перед и сем и остальными русскими монастырями. Для этого был создан «Киево-Печерский патерик», то есть сборник поучений, рассказов, житий святых. Все эти истории дают нам возможность представить обстановку монастырской жизни с ее духовными и хозяйственными забота­ми. Патерик был очень популярен на Руси, его любили за зани­мательность, выразительность языка, назидательность и богат­ство содержания.

Древнерусская литература соединяет в себе все то, что в новое время разделилось на самостоятельные культурные сферы: публицистику, историографию, философию, этику, художествен­ное слово. Она необычайно богата выдающимися произведения­ми, среди которых есть подлинные шедевры мировой литературы. Самое знаменитое из них — это «Слово о полку Игореве». В за­падноевропейской традиции эпохи средневековья трудно найти произведение, которое могло бы быть поставлено вровень со «Словом». Оно занимает выдающееся место по своим художест­венным достоинствам, не знает себе равных в стилевом разно­образии: здесь и героико-поэтическое описание битв, и вещий сон, и риторический призыв, и лирический плач. Создатель «Сло­ва» все время видит перед собой Русскую землю с ее городами и селами, реками и полями, видит он ее от Новгорода Великого до Крыма и Кубани, от Карпат до Волги. Изображение природы в поэме является непревзойденным: Свет и Тьма, Солнце и Ме­сяц, море, реки, тучи, ветры, смерчи, звери, птицы — все эти образы имеют символический смысл. Но главное, что выдвигает «Слово о полку Игореве» на первое место в средневековой лите­ратуре, это сочетание уникальных художественных достоинств с подлинным глубоким патриотизмом. «Слово» — это мудрое и страстное размышление об истории и судьбах Отечества, при­зыв к обороне от внешних врагов и прекращению внутрен­них распрей, единству действий перед лицом внешней опасности. «Слово» отличает ярко выраженная публицистичность. «Нынеш­нее» время сопоставляется с событиями русской истории, прош­лое никак не идеализируется, показываются негативные явле­ния, возникшие в нем и продолжающиеся в веке «нынешнем>. «Слово о полку Игореве», несомненно, написано человеком, при­надлежавшим к светским кругам. С этим, по-видимому, связана печальная судьба этого памятника. Единственный известный спи­сок находился в составе особого сборника — «Хронографа» из Ярославского Спасского монастыря. В восьмидесятых годах XVIII века он попал в руки известному собирателю древностей А. И. Мусину-Пушкину. В 1800 году «Слово» было издано, но единственный его список погиб при пожаре Москвы 1812 года. Осталась лишь копия, сделанная для Екатерины II, черновики и первое печатное издание. Поэтому уже в XIX веке появились скептики, считавшие поэму либо произведением более позднего времени, либо попросту фальсификацией. Однако неоспоримые исторические факты, тщательный анализ языка и стиля памят­ника доказали его принадлежность ко второй половине XII века.

Автор «Слова» был очень образованным человеком, обладал большим поэтическим даром, хорошо знал прошлое и настоящее Русской земли, военное дело, жизнь князей и их приближенных. Поэтому существует предположение, что он принадлежал к дру­жинной среде, вполне возможно, был участником похода Игоря.

В XII—XIII веках появились и другие светские произведения: «Слово» и «Моление» («Послание») Даниила Заточника. Это два разных сочинения, одно написано в XII, другое — в ХТИ ве­ке. С этими памятниками связано много загадок. Оба автора называют себя Даниилами, оба из заточения обращаются к кня­зю с просьбой о милости. Полагают, что первый был горожани­ном, второй — служивым человеком из Ростово-Суздальского княжества. По сути говоря, оба произведения — это единствен­ное дошедшее до нас описание жизни демократических кругов, их быта, вкусов, пристрастий и идеалов. Написаны они в форме притч, поучений и афоризмов, что привлекало внимание чита­теля того далекого времени. Финал сочинений посвящен самой актуальной проблеме эпохи — пронизан тревогой за независи­мость и единство Руси и в этом отношении перекликается со «Словом о полку Игореве».

В XII—XIII веках возникают многочисленные культурные центры, отражающие местные политические идеи, особенности языка, появляются местные живописные и архитектурные шко­лы, но все эти черты органически переплетаются с общими на­правлениями художественной культуры Руси.