logo
очерки рус

Архитектура

Архитектура Великого Новгорода.

На Руси, разделенной на мелкие княжества, начинается ин­тенсивное каменное строительство. Города как бы соперничают между собой, кичась своим могуществом и силой. Архитектура этого периода резко отличается от архитектуры Киевской Руси. На смену громадным, величавым соборам приходят храмы, го­раздо меньшие по объему, более простые по форме и отделке. Одноглавые, четырсхстолпные или шестистолпные, кубом врос­шие в землю они возникают в каждом княжеском городе.

Оформление храма делается очень скромным. Исчезает де­коративная «полосатая» кладка, стены становятся гладкими и толстыми, церковь образует плотный массив без лестничной баш­ни и галереи, ее венчает шлемообразный купол. Собор начинает походить на вросшего в землю богатыря.

Однако, несмотря на общие черты в архитектуре Руси, каж­дый город имел свои местные особенности, которые определяли его облик. Весьма интересной в этом отношении была архитек­тура Новгорода и Ростово-Суздальского княжества.

В конце XII века «Господин Великий Новгород» становится вечевой республикой. Это обстоятельство сказывается на архи­тектуре города. На смену соборам-титанам приходят кряжистые, одноглавые церкви, менее парадные и более интимные. В раз­личных частях города на средства жителей строятся небольшие четырехстолпные кубические храмы с одним куполом, тремя ап­сидами и маленькими деревянными хорами. Эти церкви пред­назначены для повседневных служб и общественных потребно­стей жителей прихода, часто в них хранятся товары новгород­ских купцов и имущество горожан.

Новгород того времени был в основном деревянным, частые пожары практически его уничтожили, поэтому до нашего вре­мени дошли лишь каменные строения. Однако многие из них постигла горькая участь — они были уничтожены уже в наше время: и в период борьбы с религией, и во время Великой Оте­чественной войны. Сохранилась лишь немногие.

Самой интерес­ной среди них является церковь Спаса на Нередице, поставленная в 1198 году. Возведена она была вне города, напротив Го­родища, на холме и выделялась среди деревянных построек. Церковь совсем невелика по размеру и не отличается геометри­ческой четкостью линий и форм. Ее толстые стены грубой кир­пичной кладки, три очень низкие боковые апсиды замыкают здание по фасаду плоскими лопатками, но пропорции храма хорошо продуманы, поэтому у зрителя возникает впечатление архитектурной законченности. Внутреннее убранство храма до­статочно скромно. Четыре квадратных столба поддерживают масштабный барабан с узкими прорезями окон. Простая внутрен­няя композиция создает простор и позволяет с любого места охватить взглядом богатейшую фресковую роспись, покрываю­щую церковь снизу доверху.