Иконостас.
Летом 1405 года Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами — Прохором с Городца и Андреем Рублевым— роспись московского Благовещенского собора. Роспись не сохранилась, так как собор перестраивался, но уцелел иконостас (самый древний из дошедших до нас), который был перенесен в заново построенный храм. Здесь необходимо сказать, что же такое иконостас, поскольку он является обязательной принадлежностью церкви с конца XIV века и до наших дней. Его создание - достижение древнерусской культуры, появление нового вида монументального искусства.
Византия, которой Русь обязана распространением монументального искусства и иконописи, не знала иконостаса ( от греч. - место стояния) – вид монументального искусства. Стройное гармоничное целое со строгой иерархией образов. Перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма.
В греческих храмах алтарь отделяла от молящихся лишь невысокая преграда, на Руси же она превратилась в стену из икон, возвышающуюся перед алтарем. Иконостас — единое гармоничное целое со стройной иерархией образов. Постепенно на него переносится система росписи православного храма, характерная для Византии, с Христом Пантократором в куполе, утверждающая иерархию небесных сил.
В центре иконостаса находятся царские врата, ведущие к алтарю. Образа располагаются в строгом порядке. На нижнем ярусе помещаются местные иконы святых или праздников, которым посвящен храм, в центре -главный ряд с деисусным чином: Христос на троне, а по бокам на отдельных досках Мария и Иоанн Предтеча, с наклоненными в сторону Иисуса головами и протянутыми к нему руками. Это ядро деисуса было заимствовано, в Византии, а на Руси превратилось и длинный ряд изображений святых, молящих Христа о спасении.
Выше главного яруса располагаются иконы, посвященные христианским праздникам, а еще выше — иконы с пророками и праотцами.
Считается, что Феофан Грек написал главную центральную часть деисуса—-иконы Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Это великое произведение монументального искусства. Фигуры деисуса изображены на двухметровых досках, что придало иконостасу внушительность и грандиозность. Идея заступничества, столь характерная для русского мироощущения, становится основной во всем убранстве храма. Фигуры деисуса написаны Феофаном мягко и пластично, от них исходит ощущение спокойной сосредоточенности, созерцательности. Иконы изумительно красивы благодаря яркому, насыщенному колориту.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: