Строгановская школа иконописи.
В конце XVI века церковное требование соблюдения живописных канонов еще больше ужесточилось, фактически свобода творчества художника была почти полностью подавлена, поэтому иконописцам приходилось реализовывать себя в другом. Мастера встали на путь технического совершенствования. В результате в искусстве появилось новое направление, получившее название строгановской школы. Его название связано с именем Строгановых, «именитых людей», владевших огромными богатствами. Издавна Строгановы собирали иконы, шитье и резьбу по камню и дереву. Их домашние молельни были похожи на музеи, для украшения своих усадеб они привлекали лучших мастеров со всей Руси. Самые талантливые художники строгановской школы были московскими мастерами, одновременно работавшими для царя.
Строгановскую школу отличает необычайное мастерство внешнего исполнения. Образа строгановского письма совсем небольшого размера, но включают столько отдельных сцен, сколько не вмещает огромный иконостас. Иконам присущи манерность, изощренная тонкость исполнения, обилие золота в орнаменте и деталях. Они рассчитаны не на моление, а на внимательное разглядывание и напоминают миниатюру или драгоценное эмалевое изделие. В «строгановской школе» ценилось техническое мастерство и тщательность отделки. Недаром произведения стали подписными. Нам известны имена лучших мастеров; Прокопий Чирин, Никифор Истома, Назарнй и Федор Саввины.
Среди них самым талантливым был Прокопий Чирин, его работы исполнены с особым мастерством. На иконе «Никита-воин» (1593 г.) тонкая, хрупкая фигурка святого расположена с краю. Слегка подогнув колени и склонив голову, он обращается с мольбой к Богородице, которая парит в верхнем углу доски. Фигура Никиты выступает из темного фона; на нем лазоревый плащ, золотая кольчуга и золотые сапожки. Лик Никиты настолько темен, что его едва можно разглядеть, но, несмотря на это, фигура святого очень выразительна. Хрупкий и слабый, он затерян в пустоте темного фона и совсем не похож на святых с икон XI—XV веков.
Заслугой мастеров строгановской школы явилось то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа. На их иконах сказочные пейзажи с золотой листвой деревьев, с холмами, поросшими травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками и множеством зверей и птиц.
Второй путь преодоления догматических оков церкви в искусстве вел через включение в иконопись элементов мирской жизни. В этом направлении шли художники Поволжья. На их иконах появляются совершенно реальные, взятые из жизни предметы, святые на их образах все больше походят на обыкновенных людей. Все чаще действие разворачивается на фоне реального русского пейзажа, А на иконах Русского Севера Богородица становится очень похожей на простую русскую крестьянку; часто святые изображаются на фоне бревенчатых стен и башен северных монастырей.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: