Сергий Радонежский
С XV века появляется новая житийная литература. Ее отличает возвышенный панегирический стиль, обильно украшенный эпитетами, цветистыми выражениями, обилием цитат из Священного писания. Искусным агиографом, писавшим этим стилем, был Епифаний Премудрый. Он называл его «плетением словес». Епифанием Премудрым были написаны жития многих известных людей того времени. Лучшие из них — это жития Стефания Пермского — просветителя зырян (коми) и Сергия Радонежского. Епифанпй провел в Троице-Сергиевом монастыре около тридцати одного года, знал на протяжении шестнадцати лет Сергия Радонежского, был глубоко образованным человеком, изучил несколько языков. Троицкий монастырь с его книжной культурой явился главной духовной школой для Епифания, так же как и для его современника Андрея Рублева. Поэтому житие Сергия написано с достаточной долей документальности и, вместе с тем, с теплым лирическим чувством. Первый игумен Троице-Сергиевой обители был самым почитаемым человеком на Руси. Особенно его любили и чтили в Москве. Совсем еще, мальчиком Сергий (в миру - Варфоломей) вместе со своим братом ушел в глухой лес и основал неподалеку от Москвы на месте скита Троицкий монастырь, в котором провозгласил и утвердил идею, что человек должен кормиться от рук своих. Игумен выполнял самую тяжелую, «грязную» работу. А самое главное, мирил русских князей, разделяемых непримиримой враждой, проповедовал мир и любовь во славу Святой Троицы. Именно поэтому за благословением к нему пришел Дмитрий Донской; Сергий предрек русскому воинству победу над Мамаем и дал московскому князю двух схимников — Пересвета и Ослябю. Этим самым Сергий пошел на нарушение церковных канонов. Ведь схимникам запрещено было брать в руки оружие. Но святой отец послал монахов на битву для того, чтобы создать уверенность у войска, что битва эта священна, что умершие здесь придут в рай. Велико значение Сергия как символа нравственного совершенства для нас. Недаром по решению ЮНЕСКО мир отмстил в 1992 году память Сергия Радонежского.
Во второй половине XV века русская литература сделала существенный шаг вперед. Появился новый литературный жанр - сюжетная повесть. Ее особенностью было то, что в ней действовали вымышленные герои. До XV века в древнерусской литературе все герои были реальными людьми, жившими, в описываемое время и участвовавшими в действительно происходивших событиях. Теперь ситуация изменилась — появились вымышленные сюжеты с вымышленными персонажами.
Самой известной была «Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви простой крестьянской девушки и князя, основанная на сказочном сюжете о силе чувства и фантастических приключениях героев. Эта повесть демонстрирует, как развивалось в Древней Руси художественное мышление, как автор старался заглянуть в душу человека, проникнуть в его переживания.
Были популярны на Руси и «Хожения». Особенно известно «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. В отличие от паломников, отправляющихся в «святую землю», Афанасий Никитин - светский человек, купец - задумывает путешествие на Восток для того, чтобы начать там торговлю, а на вырученные деньги привести товары заморские. Рассказывает он о многих странах и городах, сообщая разнообразные реальные сведения и фантастические вымыслы, а самое главное, говорит не только о путешествии, но и о самом себе, что практически не встречалось в средневековой литературе.
Тема Русской земли, ее красоты и силы, ее героической борьбы против иноземцев была главной в искусстве и литературе данного периода. Любовь к своему Отечеству и сделала их столь прекрасными.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: