Фрески Ярославля.
XVII век сохраняет любовь к фресковой живописи. Замечательным явлением в истории русского живописного искусства была школа ярославских мастеров. Ярославль прекращается в это время в крупный торговый центр с развитыми посадами и богатым купечеством. На средства этих людей строятся храмы, великолепно украшенные настенной живописью. Вкусы заказчиков, их мирские интересы сказываются на трактовке фресок, поэтому, несмотря на то, что работы выполняли московские мастера, они весьма своеобразны и неповторимы, подобных им не найти в искусстве Москвы.
В росписях церкви Ильи Пророка в Ярославле, исполненной артелью мастеров под руководством Гурия Никитина, изображена история «сотворения человека». Идиллические картины перемежаются фантастическими мотивами, столь любимыми народным искусством. В сценах из Священного писания художники смело используют привычные образы русского быта. Так, в одной из фресок представлено чудесное исцеление святым отрока. Сцена чуда отодвинута к самому краю композиции, главное место здесь занимает жатва на золотом хлебном поле, где жнецы в ярких рубахах машут серпами на фоне русского пейзажа. Вся роспись храма проникнута идеей светлого и красивого мира, в котором живут не аскеты, а живые люди. Во фресках с необычайной для древнерусского живописца смелостью изображаются нагие женские тела. Сцена Страшного суда, столь популярная в предыдущем столетии, занимавшая важное место в церковной символике; вынесена на паперть из внутреннего помещения храма; Фрески покрывают стены сплошным ковром. Художники
зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор. В трактовке всех сцен росписи сквозит сочувствие к простому человеку.
В девяностых годах мастер Дмитрий Плеханов «со товарищи» расписал церковь Иоанна Предтечи. Здесь, с новой силой засверкало искусство ярославских живописцев. На стенах храма увидели Соломею, так похожую на русскую девушку, Ноев ковчег в виде русского теремка. Даже сам Христос предстает в росписях очень буднично: он то у руля плывущей лодки, то с рукояткой меча, зажатой во рту. Во фресках ярославских храмов много стремительности, и движения, .они замечательны не только совершенной композицией, но и блестящим мастерством колорита. Даже в изображениях сцен Страшного суда и Апокалипсиса звучат сочные, яркие, жизнерадостные тона, и вся роспись выглядит празднично ненарядно.
Работы ярославских мастеров декоративны и вместе с тем монументальны. Это одна из последних прекрасных страниц истории древнерусской культуры.
В XVII веке продолжает развиваться искусство скульптуры. Она становится более реалистичной: выглядит все более объемной, что уже само по себе приближает образ к реальности. Трехмерность скульптуры очень органично сочетается с традиционным русским узорочьем; мало того, изображения этого периода обычно раскрашиваются, что также придает работам реалистический характер,
В Русском музее находится серебряная рака святого Александра Свирепого, исполненная русским чеканщиком Гавриилом Овдокимовым. На фоне сплошного травяного узора выделяется фигура, выполненная в технике низкого рельефа, исключительно выразительная голова святого почти полностью выходит из плоскости, она трехмерна. Лицо, скорее всего, имеет сходство с оригиналом, и в то же время это идеализированные черты русского святого.
Высокого расцвета достигло в XVII веке прикладное искусство. Изделия золотых дел мастеров составляют основу сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля. Они созданы работниками Золотой и Серебряной палат. Оклады, напрестольные кресты, мортиры, братины, чарки, ковши, серьги самой тонкой отделки поражают своей сказочной роскошью, богатейшей фантазией и виртуозностью техники. Но Оружейная палата была в XVII веке не музеем, а мастерской. Здесь работали «литейцы» (литейщики) и чеканщики, басменщики и «сканых и черневых дел мастера», искусные эмальеры, обогатившие это искусство росписной и живописной эмалью. Трудились в палате резчики, творившие кружево белокаменной резьбы и создававшие чудо декоративного деревянного узорочья. Исстари в народе развивалось это искусство, а в XVII веке мастера Оружейной палаты выработали приемы особой монументальной резьбы: создавали роскошные иконостасы, золотили их, придавая им вид золотого литья. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патриаршие и епископские «места», надпрестольные «сени», золоченые клиросы.
Слесари Оружейной палаты создали так называемую золотую решетку кремлевского Теремного дворца — сплошное кружево спиралевидных завитков, ромбов, цветов, диковинных чудовищ и скоморошьих голов.
Вышивальщицы, трудившиеся в «царицыной мастерской палате», создавали воздухи, покровы, пелены, украшая их в изобилии золотом, жемчугом, драгоценными камнями. Чудесные вышивки лицевого шитья создавались в мастерской Строгановых, они отличались искусностью исполнения и сложностью узора.
Изысканной узорчатостью, плавностью ритма и высоким декоративным эффектом радует пас на прощание, все более выявляя реалистическое начало и освобождаясь от канонов, древнерусское искусство, вступившее в переломную эпоху.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: