Появление скульптуры; прикладное искусство.
Кроме живописи широкое распространение получили прикладное искусство и скульптура. Прикладное искусство с конца XV и весь XVI век переживает блестящий расцвет. Отовсюду в великокняжескую Москву стекаются ювелиры, резчики, литейщики. В царских и митрополичьих мастерских они создают великолепные предметы для украшения дворцов и храмов. Роскошь и пышность их творений отражают вкусы двора, церкви и самого великого князя.
Художественные ремесла процветали на Руси в домонгольскую пору, во времена татаро-монгольского ига они почти исчезли. Мастерские были сожжены, а мастера уведены в полон, многие технические приемы забылись. Лишь через два-три, столетия прикладное искусство вновь расцвело в Российском государстве. Самые великолепные произведения создавались при Оружейной палате Московского Кремля. Мастера золотых и серебряных дел достигли высокого совершенства в технике чернения серебра, чеканки, финифти. Ювелирное искусство в XVI веке стояло па высочайшем уровне. Примером может служить великолепное золотое блюдо, выполненное к свадьбе Грозного с княжной-черкешенкой Марией Темрюковной (1561 г.). В тончайшем орнаменте блюда видна рука талантливого и вдохновенного мастера.
В это же время на Руси начинает распространяться скульптура. Чаще всего изображения делались из дерева, поэтому очень плохо сохранились. До наших дней дошли скульптуры Николы Можайского и Параскевы Пятницы.
Ваяли и из камня. Известный зодчий и скульптор В. Д. Ермолин по велению Ивана III исполнил в 1462—1469 годах две монументальные композиции из белого камня — «Георгий на коне» (в образе змееборца) и «Дмитрий Солунский». Ими были украшены Спасские ворота Кремля. Сохранилась лишь скульптура народного героя Георгия Победоносца, которая стала символом Москвы. Однако круглая скульптура была тогда еще мало распространена, гораздо шире использовался плоский рельеф, который отвечал древнерусской художественной традиции с ее любовью к узорочью. В технике плоского рельефа русские резчики достигли небывалого совершенства. Одним из великолепных произведении такого рода является «Царское место» или «Мономахов трон» (1551 г.), установленный в Успенском соборе Кремля. «Царское место» — это небольшой каменный шатер, в котором Грозный молился во время торжественных богослужении. В этом произведении отражено стремление сочетать строгий церковный канон с реальной жизнью. Резные кокошники шатра, орнаментальная вязь надписей по карнизу, объясняющая изображения, делают «Царское место» очень декоративным, придают ему узорчатость, которая так близка к народной резьбе. Изображения выполнены в технике низкого рельефа и утверждают преемственность власти русских царей от византийских императоров. На рельефах представлены сюжеты из истории Руси, например «Выступление в поход князя Владимира Мономаха». Фигуры довольно реалистичны и блестяще передают черты отдельных характеров.
Талантливые русские резчики создавали прекрасные царские врата и резные композиции иконостасов, украшавших многие храмы того времени.
В XVI веке получает свое дальнейшее развитие искусство вышивки. Правда, и здесь техника меняется, почти исчезает шитье цветными шелковыми нитями и заменяется на металлическое - золотыми и серебряными проволочками. Вышивки украшаются жемчугом, драгоценными камнями. Получает распространение техника шитья «в прикреп», когда драгоценный проводок не прошивает ткань, а прикрепляется к ней простой нитью. Русские вышивальщицы обыкновенной иглой создавали несомненные шедевры. Особенно хороши были произведения лицевого шитья, такие как пелена «Явление Богоматери Сергию и евангельские сцены» (1525 г.) или плащаница из Троице-Сергиева монастыря.
Вместе с лицевым шитьем получило распространение и декоративное шитье жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Так расшивались царские одежды и церковное облачение.
В прикладном искусстве XVI века гораздо сильнее, чем в прошлые периоды, ощущается влияние народного творчества. Широко славились новгородские серебряники (их в Новгороде было более двухсот), художественные мастерские Сольвычегорска и Великого Устюга. В них создавались пышные и роскошные произведения, которые очень привлекали знать и церковь. К царскому двору приезжали серебряники и чеканщики, мастера по литью колоколов и пушек. Одним из лучших литейщиков был Андрей Чохов, им изготовлена знаменитая Царь-пушка с изображением конной фигуры царя Федора Иоанновича в обрамлении тончайшего орнамента. Литейное дело, начавшее развиваться с XV века, приобретает особенный размах в XVI и XVII столетиях. Москва и другие русские города славились своими звонами. Литье колоколов стало большим искусством, в котором мастерство скульпторов, резчиков и литейщиков проявилось в полную силу.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: