logo
очерки рус

Архитектура Великого Новгорода.

София Новгородская была построена между 1045 и 1050 го­дами. По композиции она близка киевскому собору. Это пятинефное крестово-купольное сооружение с хорами, занимающими боковые нефы, и двухэтажными закрытыми галереями с арками. Но Новгородская София более строга и скромна. У нее только пять куполов, сгруппированных в центре. Глубокие длинные проемы окон, гладкие стены из плинфы, камня и цемянки, мощные наружные лопатки — все это делает собор выше и монолит­нее. В алтарной части расположены три апсиды, они заканчива­ются купольными перекрытиями. В строительстве новгородской Софии использовались приемы, неизвестные ни византийскому, ни киевскому зодчеству: это кладка из огромных неправильной формы камней, наличие лопаток на фасаде, и аркатурный пояс (ряд ложных маленьких арок) на барабане.

Эти особенности объясняются влиянием искусства Западной Европы, в которой в это время был популярен романский стиль. Лаконичный и строгий образ Софии Новгородской стал образ­цом для строительства других новгородских храмов. Недаром новгородцы говорили: «Где София, там и Новгород».

Внутри новгородский собор был так же скромен и строг, как и снаружи.

Полоцкая София, построенная во второй половине XI века, была пятинефным храмом с тремя апсидами и семью куполами, она в основном повторяла архитектурные находки киевского и новгородского соборов.

Знаменательно, что на территории Руси в одно и то же время появились три схожих храма, близость обликов которых подчер­кивала политическое и культурное единство киевского государ­ства.

Богатела Русская земля, и по всей Руси возводились прекрас­ные каменные храмы и роскошные княжеские терема.

Как былинный богатырь стоит неподалеку от Новгорода Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм этот замечателен тем, что нам известно имя возводившего его зодчего. Это новгородец Петр, построивший собор в 20-х голах XII века. Храм очень прост, но одновременно композиционно весьма эффектен. Его отличает монолитность, мощь и простота: шестистолпный трехнефный храм, на котором возвышаются три главы; одна лежит на квадратной в плане башне, которая кажется как бы при­строенной сбоку. Узкие проемы окон и лаконичные плоские ниши разнообразят стены собора. Храм неповторим, это истинно рус­ское явление. Его украшали прекрасные фрески, которые в XIX веке при реконструкции были варварски уничтожены.

Глядя на величественные соборы Киевской Руси, мы пони­маем, сколь отлично владели своим мастерством русские зодчие. Освоив передовую строительную технику Византии, позаимство­вав у греков крестово-купольный тип храма, русские мастера творчески переработали чужеземные приемы, привнеся в них свои опыт зодчества, изменив внутреннюю и внешнюю компози­цию собора, и создали неповторимые, оригинальные и сугубо русские церкви.