Архитектура Великого Новгорода.
София Новгородская была построена между 1045 и 1050 годами. По композиции она близка киевскому собору. Это пятинефное крестово-купольное сооружение с хорами, занимающими боковые нефы, и двухэтажными закрытыми галереями с арками. Но Новгородская София более строга и скромна. У нее только пять куполов, сгруппированных в центре. Глубокие длинные проемы окон, гладкие стены из плинфы, камня и цемянки, мощные наружные лопатки — все это делает собор выше и монолитнее. В алтарной части расположены три апсиды, они заканчиваются купольными перекрытиями. В строительстве новгородской Софии использовались приемы, неизвестные ни византийскому, ни киевскому зодчеству: это кладка из огромных неправильной формы камней, наличие лопаток на фасаде, и аркатурный пояс (ряд ложных маленьких арок) на барабане.
Эти особенности объясняются влиянием искусства Западной Европы, в которой в это время был популярен романский стиль. Лаконичный и строгий образ Софии Новгородской стал образцом для строительства других новгородских храмов. Недаром новгородцы говорили: «Где София, там и Новгород».
Внутри новгородский собор был так же скромен и строг, как и снаружи.
Полоцкая София, построенная во второй половине XI века, была пятинефным храмом с тремя апсидами и семью куполами, она в основном повторяла архитектурные находки киевского и новгородского соборов.
Знаменательно, что на территории Руси в одно и то же время появились три схожих храма, близость обликов которых подчеркивала политическое и культурное единство киевского государства.
Богатела Русская земля, и по всей Руси возводились прекрасные каменные храмы и роскошные княжеские терема.
Как былинный богатырь стоит неподалеку от Новгорода Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм этот замечателен тем, что нам известно имя возводившего его зодчего. Это новгородец Петр, построивший собор в 20-х голах XII века. Храм очень прост, но одновременно композиционно весьма эффектен. Его отличает монолитность, мощь и простота: шестистолпный трехнефный храм, на котором возвышаются три главы; одна лежит на квадратной в плане башне, которая кажется как бы пристроенной сбоку. Узкие проемы окон и лаконичные плоские ниши разнообразят стены собора. Храм неповторим, это истинно русское явление. Его украшали прекрасные фрески, которые в XIX веке при реконструкции были варварски уничтожены.
Глядя на величественные соборы Киевской Руси, мы понимаем, сколь отлично владели своим мастерством русские зодчие. Освоив передовую строительную технику Византии, позаимствовав у греков крестово-купольный тип храма, русские мастера творчески переработали чужеземные приемы, привнеся в них свои опыт зодчества, изменив внутреннюю и внешнюю композицию собора, и создали неповторимые, оригинальные и сугубо русские церкви.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: