logo
очерки рус

Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков

В середине XIII века на Русь обрушились татаро-монголь­ские полчища. В 1223 году русские дружины были разбиты ими на реке Калке, а в 1237 году несметная орда воинов хана Ба­тыя качала грабить и жечь Русскую землю. Пали Рязань, Вла­димир. Москва, через два года — Киев. Страшное время насту­пило на Руси. 250 лет тяготело над ней татарское иго. Это страш­ное нашествие и изнурительная борьба с захватчиками оставили кровавый след в русской истории. Тяжелое положение страны современниками сравнивалось с космической катастрофой. Ста­рые русские книжники уподобляли походы Батыи походам биб­лейского царя Навуходоносора, но при этом признавали, что по жестокости они превосходят деяния древних царей.

Русская земля лежала в развалинах. «Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее... И не только этот град пленен был, но иные многие. Не ста­ло во граде ни пения, ни звона, вместо радости плач непрестан­ный», - так писал русский автор в «Повести о разорении Рязани Батыем».

За время нашествия «много зла было: погорели церкви, и честные иконы, и книги, и Евангелия». Погибло множество па­мятников древнего искусства, пришло в упадок летописание, тяжело пострадало русское зодчество — на полвека вообще пре­кратилось каменное строительство — погибли мастера-строители, не было материальных средств. Когда же в конце XIII века ка­менное строительство возобновилось, оно утратило многие ста­рые технические приемы. Исчезла знаменитая «полосатая» клад­ка соборов, теперь московские строители возводили сооружения нз одного лишь тесаного камня. Было забыто замечательное ис­кусство каменной резьбы, делавшее такими прекрасными и нарядными храмы домонгольской Руси. В упадок пришла жи­вопись, почти исчезло декоративно-прикладное искусство. Но завоеватели не смогли совсем уничтожить русскую культуру. Она возродилась на основе тех прочных традиций, которые были со­зданы в домонгольский период.

Русь стояла на более высокой ступени развития, нежели за­воеватели, хотя нельзя совсем отрицать воздействия последних на нашу культуру. В русский язык проникли татарские и мон­гольские слова: «базар», «башмак», «башня», «кафтан», «сун­дук», «чердак», «кушак» и другие восточные мотивы появились в прикладном искусстве, в отделке и элементах одежды, но никаких заимствований не было ни в архитектуре, ни в литературе, ни в живописи.

Власть Орды привела к тому, что междоусобные распри на Руси стали еще более острыми, так как татаро-монголы специ­ально стравливали князей, живя по принципу «разделяй и власт­вуй». Раздробленность привела к обособлению местных куль­тур, усилению их специфичности, но в каждом княжестве жили и боролись люди, стремившиеся к единению Русской земли. Их настроения, активный поиск нравственного совершенства и чув­ство личной вины за беды страны — все это нашло отражение в памятниках художественной культуры этого периода. Основ­ными мотивами произведений тех лет были темы борьбы за осво­бождение и объединение русского народа. Кроме того, культи­вировалась идея неразрывной связи с искусством древнего Кие­ва и Владимира. Художники обращались к славному прошлому своей страны, к ее традициям времен независимости для того, чтобы возбудить патриотические чувства, внушить уверенность в борьбе с захватчиками. Все эти мотивы отчетливо прослежи­ваются и в устном народном творчестве, и в литературе, и в архитектуре, и в живописи.

Историки вычленяют несколько периодов развития культуры эпохи татарского ига.

Первый из них (с начала нашествия до середины XIV века) отмечен заметным упадком в различных сферах художественного творчества, хотя с конца XIII века наблюдается начало про­цесса возрождения. Внешние связи русской культуры в этот период оказываются почти полностью прерванными, лишь Нов­город и Псков сохраняют общение с Западной Европой. Они становятся крупнейшими центрами европейской культуры своего времени, о чем свидетельствуют археологические находки. Этим двум городам принадлежит особое место в истории нашего на­рода; не испытав трагедии нашествия и погрома, установив рес­публиканский строй, они сохранили и продолжили художествен­ные традиции домонгольской Руси. Многие памятники того периода уцелели только в Новгороде и Пскове, поэтому об ис­кусстве той поры мы часто можем судить лишь благодаря релик­виям, сохраненным в этих городах.

Со второй половины XIV века начинается второй этап раз­вития, связанный с подъемом русской культуры. Это время ро­ста Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Первая вели­кая победа над завоевателями в Куликовской битве была важ­ной вехой на пути освобождения Руси и объединения ее под властью Москвы.

Это время творений Феофана Грека, время расцвета новго­родского и псковского зодчества, создания «Задонщины» и целого цикла сказаний о Мамаевом побоище. Эти и многие другие шедевры — свидетельство несомненного подъема, проявление сильных местных особенностей.

С конца XIV века русская культура становится более откры­той для внешнего влияния: устанавливаются связи с Болгарией и Сербией, начинается обмен книжными богатствами, который шел через Афон и Константинополь, где в монастырях жили рус­ские книжники, переписывавшие и переводившие рукописи. На Русь переселялись выходцы из Балканских стран, их влияние заметно проявилось в литературе, в частности, в появлении эле­ментов психологизма, которые до этого ей не были присущи.

Третий этап начинается во второй половине XV века и про­должается вплоть до начала XVI. Это время окончательной побе­ды над Ордой и объединения русских земель под эгидой Москвы. Сюда приезжают псковские зодчие, в местных летописях нахо­дят отражение московские события. Москва, став государствен­ным центром, вместе с тем делается и центром культуры фор­мирующейся русской народности. Происходит взаимопроникно­вение местных традиций, они сливаются в общем потоке, хотя отличия сказываются еще очень долго. Это время восстановле­ния и подъема искусства, время появления гениальных произве­дений Рублева и Дионисия, ставших вершиной русского творче­ского духа.