Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
В середине XIII века на Русь обрушились татаро-монгольские полчища. В 1223 году русские дружины были разбиты ими на реке Калке, а в 1237 году несметная орда воинов хана Батыя качала грабить и жечь Русскую землю. Пали Рязань, Владимир. Москва, через два года — Киев. Страшное время наступило на Руси. 250 лет тяготело над ней татарское иго. Это страшное нашествие и изнурительная борьба с захватчиками оставили кровавый след в русской истории. Тяжелое положение страны современниками сравнивалось с космической катастрофой. Старые русские книжники уподобляли походы Батыи походам библейского царя Навуходоносора, но при этом признавали, что по жестокости они превосходят деяния древних царей.
Русская земля лежала в развалинах. «Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее... И не только этот град пленен был, но иные многие. Не стало во граде ни пения, ни звона, вместо радости плач непрестанный», - так писал русский автор в «Повести о разорении Рязани Батыем».
За время нашествия «много зла было: погорели церкви, и честные иконы, и книги, и Евангелия». Погибло множество памятников древнего искусства, пришло в упадок летописание, тяжело пострадало русское зодчество — на полвека вообще прекратилось каменное строительство — погибли мастера-строители, не было материальных средств. Когда же в конце XIII века каменное строительство возобновилось, оно утратило многие старые технические приемы. Исчезла знаменитая «полосатая» кладка соборов, теперь московские строители возводили сооружения нз одного лишь тесаного камня. Было забыто замечательное искусство каменной резьбы, делавшее такими прекрасными и нарядными храмы домонгольской Руси. В упадок пришла живопись, почти исчезло декоративно-прикладное искусство. Но завоеватели не смогли совсем уничтожить русскую культуру. Она возродилась на основе тех прочных традиций, которые были созданы в домонгольский период.
Русь стояла на более высокой ступени развития, нежели завоеватели, хотя нельзя совсем отрицать воздействия последних на нашу культуру. В русский язык проникли татарские и монгольские слова: «базар», «башмак», «башня», «кафтан», «сундук», «чердак», «кушак» и другие восточные мотивы появились в прикладном искусстве, в отделке и элементах одежды, но никаких заимствований не было ни в архитектуре, ни в литературе, ни в живописи.
Власть Орды привела к тому, что междоусобные распри на Руси стали еще более острыми, так как татаро-монголы специально стравливали князей, живя по принципу «разделяй и властвуй». Раздробленность привела к обособлению местных культур, усилению их специфичности, но в каждом княжестве жили и боролись люди, стремившиеся к единению Русской земли. Их настроения, активный поиск нравственного совершенства и чувство личной вины за беды страны — все это нашло отражение в памятниках художественной культуры этого периода. Основными мотивами произведений тех лет были темы борьбы за освобождение и объединение русского народа. Кроме того, культивировалась идея неразрывной связи с искусством древнего Киева и Владимира. Художники обращались к славному прошлому своей страны, к ее традициям времен независимости для того, чтобы возбудить патриотические чувства, внушить уверенность в борьбе с захватчиками. Все эти мотивы отчетливо прослеживаются и в устном народном творчестве, и в литературе, и в архитектуре, и в живописи.
Историки вычленяют несколько периодов развития культуры эпохи татарского ига.
Первый из них (с начала нашествия до середины XIV века) отмечен заметным упадком в различных сферах художественного творчества, хотя с конца XIII века наблюдается начало процесса возрождения. Внешние связи русской культуры в этот период оказываются почти полностью прерванными, лишь Новгород и Псков сохраняют общение с Западной Европой. Они становятся крупнейшими центрами европейской культуры своего времени, о чем свидетельствуют археологические находки. Этим двум городам принадлежит особое место в истории нашего народа; не испытав трагедии нашествия и погрома, установив республиканский строй, они сохранили и продолжили художественные традиции домонгольской Руси. Многие памятники того периода уцелели только в Новгороде и Пскове, поэтому об искусстве той поры мы часто можем судить лишь благодаря реликвиям, сохраненным в этих городах.
Со второй половины XIV века начинается второй этап развития, связанный с подъемом русской культуры. Это время роста Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Первая великая победа над завоевателями в Куликовской битве была важной вехой на пути освобождения Руси и объединения ее под властью Москвы.
Это время творений Феофана Грека, время расцвета новгородского и псковского зодчества, создания «Задонщины» и целого цикла сказаний о Мамаевом побоище. Эти и многие другие шедевры — свидетельство несомненного подъема, проявление сильных местных особенностей.
С конца XIV века русская культура становится более открытой для внешнего влияния: устанавливаются связи с Болгарией и Сербией, начинается обмен книжными богатствами, который шел через Афон и Константинополь, где в монастырях жили русские книжники, переписывавшие и переводившие рукописи. На Русь переселялись выходцы из Балканских стран, их влияние заметно проявилось в литературе, в частности, в появлении элементов психологизма, которые до этого ей не были присущи.
Третий этап начинается во второй половине XV века и продолжается вплоть до начала XVI. Это время окончательной победы над Ордой и объединения русских земель под эгидой Москвы. Сюда приезжают псковские зодчие, в местных летописях находят отражение московские события. Москва, став государственным центром, вместе с тем делается и центром культуры формирующейся русской народности. Происходит взаимопроникновение местных традиций, они сливаются в общем потоке, хотя отличия сказываются еще очень долго. Это время восстановления и подъема искусства, время появления гениальных произведений Рублева и Дионисия, ставших вершиной русского творческого духа.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: