logo
очерки рус

Новгородский период творчества Феофана Грека.

XIV век считается вершиной новгородской монументальной живописи. Высокое мастерство и свободомыслие новгородских художников привлекло внимание одного из самых мятежных мастеров средневековья — гениального Феофана Грека. Феофан Грек — единственный художник того времени, о личности которо­го мы имеем сколь-нибудь живое представление. Средневековое искусство было принципиально безличным, считалось, что ма­стер выполняет Божью волю, поэтому подписывать свои работы было не принято, и об авторах работ того периода нам практи­чески ничего не известно. Однако Феофану Греку в этом отноше­нии повезло. Древнерусским писателем, монахом Епифанием, прозванным современниками Премудрым, написано «Житие» Феофана Грека, из которого мы можем узнать о его личности и биографии. Великий живописец был родом из Византии, почему и получил на Руси прозвище Грек. Родился он, скорее всего, в тридцатых годах XIV столетии, а на Русь попал в возрасте 35—40 лет, будучи уже известным и уважаемым мастером. К тому времени Феофаном было расписано сорок церквей в Кон­стантинополе, Халкидоне и Галате. Живопись Феофана отлича­лась яркой индивидуальностью, что было редкостью и те вре­мена, когда творчество оставалось безличным. Художнику было тесно и тогдашнем Константинополе, в искусстве которого неза­долго до падения Византин возобладал холодный сухой акаде­мизм, яростно осуждающий отход от канонов храмовой росписи. Поэтому из Византии художник переехал в Кафу, /13/ которая бы­ла тогда богатой генуэзской колонией, и поддерживала тесные связи с Новгородом. Новгородцы, увидев мастерство Грека, при­гласили его в свой город.

О творчестве этого художника можно судить лишь по тому немногому, что сохранилось на Руси, по и этого достаточно, что­бы причислить его к величайшим гениям живописи. В истории русского искусства важна его огромная роль в развитии новго­родской и московской школ.

В 1378 году Феофан Грек исполнил свою первую работу в Новгороде — расписал церковь Спаса-Преображения на Ильи­ной улице. Эти фрески были раскрыты в советское время, до нас дошли лишь их фрагменты, но абсолютно достоверно из­вестно, что они принадлежат кисти великого Феофана.

Перед нами предстает грозовой и тревожный мир, полный движения и огненной страсти. Но он скрыт, этот неистовый мир не находится на поверхности. Фигуры Христа, ангелов и проро­ков в большинстве своем расположены фронтально, они непод­вижны, но беспокойный испепеляющнй дух рвется наружу, рож­дая великую напряженность, которая является истинным содер­жанием феофановской росписи. Его предельно динамичная жи­вопись передает не столько облик людей, сколько их страсти, сомнения, раздумья и порывы.

Феофан отчетливо представляет, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условность фона, его герои кажутся живущими в трехмерном мире. Большое значение при­дает художник объему. Передает он его весьма своеобразно: ос­новной коричневый тон лица и серо-синий — одежды Феофан кладет широкими мазками, а поверх них и некоторых местах резкими ударами кисти наносит светлые блики и пробела, с по­мощью которых не только передает объем, но и добивается того, что тела кажутся выпуклыми. Несмотря на это, они не выглядят «посюсторонними»; блики Феофан Грек располагает не только в высветленных, но и в затененных местах, благодаря чему фи­гуры кажутся внутренне озаренными. Это внутреннее озарение чудесно преображает человеческую природу, по словам византийских создателей учения об исихазме /14/, которое оказало ог­ромное влияние па творчество художника, Исихасты считали, что в состоянии исихии тело человека способно пережить «вы­сокие духовные расположения». В момент устремления души к Богу тело человека не умирает, но испытывает озарение, приоб­ретает особую мощь. Именно такими преображенными и оза­ренными выглядят святые Феофана. В росписях мастера зало­жен глубокий философский смысл, в них мы ощущаем ум, страсть, кипучий темперамент.