Тема II художественная культура киевской руси.
В конце IX века было образовано государство, получившее название Киевская Русь. Под властью князя Владимира и его сына Ярослава, прозванного современниками Мудрым, собрались огромные земли. До этого времени никогда не существовало подобного объединения славянских племен. На севере Киевская Русь граничила со Скандинавией, на западе — с Германией, на
Юге — с Царьградом, на востоке — с Хазарами. Киев располагал мощной армией, совершавшей походы, укреплявшие и расширявшие его границы, приносящие ему богатства. Русские дружины стояли под стенами Константинополя, громили Хазарский каганат, защищали от набегов кочевников границы Руси, появлялись на Северном Кавказе и в Малой Азии. Византия трепетала перед киевским князем, чехи и поляки искали с ним дружбы, Рюриковичи роднились с царствующими домами Европы: дочери Ярослава Мудрого стали женами королей Франции, Венгрии, Норвегии, внучка Евпраксия вышла замуж за императора Священной Римской империи.
Все это способствовало расширению и развитию контактов Руси с другими странами, содействовало расцвету русской культуры. До нашествия татар наша Родина не уступала в своем развитии большинству стран Европы, а культурный обмен с ними был обоюдным и равноправным. Этому способствовала также и принадлежность Руси к христианскому миру.
Благодаря торговле шел обмен изделиями искусных ремесленников, предметами прикладного искусства, а следовательно, техническими приемами. Русские ювелирные украшении высоко ценились на западе; по всей Европе были знамениты так называемые «русские замки». Недаром в летописи об изделиях русских ювелиров говорится: «многие приходящие из Греции и других земель говорили, что нигде не видели красоты такой». Далеко за пределами Руси была известна сталь оцел и харамуг. Высоко ценилось русское оружие и кольчуги.
Отдельные славянские фольклорные мотивы (например, связанные с образом Ильи Муромца) нашли отражение в скандинавском и немецком эпосе. На Западе были известны русские летописи, которые использовались при составлении латинских хроник.
Благодаря принятию христианства расширилось поле деятельности для приложения творческих сил. Искусство решало задачи большого государственного масштаба. Главная идея древнерусского искусства — воспитание людей в духе покорности власти и укрепление авторитета Священного Писания, прославление не «твари земной», а ее Творца, не земной, а загробной «вечной» жизни, не человека, но Бога. Однако художники, изображая мир, утверждали в нем человеческое начало. Самому Богу, его проповедникам придавали, человеческий облик, в отличие от языческого искусства, где в центре эстетики стояла обожествленная природа. Новое искусство утверждало гармоничность мироустройства. По сути, в произведениях мастеров Древней Руси отражается восприятие действительности как стройной упорядоченной системы, где все разумно и взаимосвязано. Древнерусский художник отвечал себе и своим современникам на важнейшие мировоззренческие вопросы, пытался проникнуть в тайну прошлого и будущего, осмыслить добро и зло. Поэтому изучение художественной культуры Древней Руси — это изучение мыслей и чаяний ее народа, это попытка поставить себя на место нашего предки, увидеть мир его глазами.
Огромное влияние на древнерусскую культуру оказало искусство Византии, бывшей в IX—X веках самой передовой страной Европы, находившейся в зените своего расцвета.
Еще задолго до крещения Руси наши предки могли познакомиться с роскошной и утонченной культурой Византии. Бабка Владимира Ольга была в Царьграде и убедилась, каким образом искусство может служить возвеличиванию государя. Басилевс Византии Константин принимал ее в главном покое императорского дворца — триклинии Магнавры; там находился золотой трон Соломона, окруженный золотыми деревьями с поющими на них птицами. По бокам трона стояли золотые рыкающие львы. Басилевс мог подниматься на своем сидении до потолка, одежда при этом на нем менялась. Естественно, что на Ольгу подобное зрелище должно было произвести большое впечатление. Византийская художественная система лучше всякой другой прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной власти. :
Однако искусство империи не переносилось слепо на русскую почву. Византийская традиция была великой и древней, но она дряхлела без живительного родника народной культуры. Русское народное творчество внесло в эту древнюю традицию добрые, жизнелюбивые устремления, которые пронизывали и религию, и искусство.
Все искусство Киевской Руси отличает цельность и единство стиля, на нем лежит отпечаток величия, роскоши и пышной красоты - это влияние византийской традиции, в соответствии с которой красота определялась богатством и разнообразием отделки.
Характер киевского искусства менялся вместе с изменениями общественных условий: если художественная культура древних славян IX—X века л период создания централизованного государства ограничивалась в основном областью ремесла, в котором русские мастера достигали небывалых успехов, то в XI веке — в период расцвета Киевской Руси, появляются новые виды искусства. Возникают каменная архитектура, мозаика, иконопись, литература, книжная миниатюра. Призваны они были выполнить важнейшую задачу - прославление мощи, силы и незыблемости княжеской власти и государства.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: