logo
очерки рус

Нарышкинское барокко.

В последние десятилетия XVII века в русское зодчество про­никают элементы западноевропейской архитектуры. В то время в Европе царил пышный стиль барокко, который отличали бо­гатство и сложность декора, причудливость форм и изыскан­ность композиции. Попав на русскую почву, стиль барокко пре­терпел значительные изменения и вошел в историю русского искусства под именем нарышкинского или московского барокко. Родственники Петра I Нарышкины (по имени которых и назван народившийся стиль) строят в Москве роскошные здания. Сре­ди них наиболее яркий образец нового стиля — храм Покрова в Филях. Красный кирпич гладких стен и белокаменные налич­ники с тонкими колонками, а над карнизами — ажурное камен­ное кружево «петушиных гребешков» и золотые кресты, сияющие над гранеными позолоченными главами. Все это изумляет своей легкостью, воздушностью и сказочной затейливостью.

В стиле нарышкинского барокко строились и светские зда­ния. Например, Сретенские ворота земляного города в Москве, более известные под именем Сухаревой башни (зодчий Михаил Чоглоков). Башня была построена в 1692—1695 годах как поме­щение для гарнизона, а затем в 1698—1701 годах перестроена по приказу Петра I для размещения «математической и навигатской школы». Здание имело очень торжественный вид: в центре постройки возвышался восьмерик с часами, увенчанный шатром с государственным гербом на шпиле. В тридцатые годы нашего столетия Сухарева башня была безжалостно разрушена. Сейчас в Моссовете ставится вопрос о ее восстановлении.

Московским — нарышкинским — барокко завершается разви­тие древнерусской архитектуры и вместе с тем начинается исто­рия русской архитектуры нового времени.