logo
очерки рус

Тема V русская культура конца XV—XVI веков

Этот период в жизни Руси ознаменован крупными измене­ниями, Ровно через сто лет после Куликовской битвы, в 1480 го­ду, наша страна навсегда скинула с себя зависимость от Золотой Орды, но на этом противостояние не закончилось. Еще более двухсот лет русские люди боролись с восточными ханствами, на которые распалась Орда.

В начале XVI века завершилось объединение русских земель. Возникло Российское государство /17/, столицей которого стала Москва.

Идеологическое и политическое единство принесло долго­жданную победу Руси. Но не воцарился мир: начался разлад в среде высшего духовенства и знати. Назрел вопрос о положе­нии церкви в Российском государстве. Дело в том, что в период объединения русских земель, церковь была верным союзником великого князя, когда же этот процесс завершился, то служите­ли Божьи стали добиваться сохранения своего руководящего влияния в светских делах.

Церковь в то время владела не только умами верующих, но и колоссальными земельными богатствами, К середине XVI века на Руси насчитывалось сто пятьдесят монастырей-вотчинников. Вполне естественно, что это совсем не нравилось великому кня­зю. Между Иваном III и митрополитом Геннадием возникли серьезные противоречия.

Однако и внутри самой церкви не было единства. То и дело возникали споры о положении ее в государстве. Самая острая полемика шла между так называемыми иосифлянами и нестя­жателями; эта полемика разгорелась в конце XV века.

Иосифляне (они назывались так по имени их главного вож­дя — игумена Волоколамской обители Иосифа Волоцкого) от­стаивали право монастырей владеть землей и обогащаться. В своих посланиях Иосиф, настаивая на праве церкви па владе­ние землей, ссылался на то, что монастыри — не только религиозная, но и политическая сила.

Против идей иосифлян выступали нестяжатели или заволж­ские старцы — монахи заволжских монастырей во главе с Ни­лом Сорским. В своих проповедях Нил Сорский призывал мона­хов к аскетизму и самосовершенствованию. Монах сам призван добывать себе пропитание и отрешиться от всего мирского, по­этому, хотя Нил Сорский никогда не говорил в своих проповедях о владениях монастырей, но из контекста становилось ясно, что церковь не должна владеть земными богатствами. Во дворце великого князя к идеям нестяжателен относились очень благо­склонно. Иван III был весьма заинтересован в ослаблении эко­номической мощи церкви. Если бы церковники отказались от своих богатств, то великий князь отдал бы их дворянам — своим главным союзникам.

Высшее духовенство разделяло позицию Иосифа Волоцкого. Решительное столкновение с нестяжателями произошло на Со­боре в 1503 году. Иван III, по совету Нила Сорского, выступил с требованием отобрать монастырские земли в пользу казны. Против поднялись почти все участники Собора во главе с Иоси­фом Волоцким, который горячо защищал права церкви на зе­мельную собственность. В конце концов, сторонники Иосифа победили. Ивану III пришлось примириться с решением Собора.

После смерти Ивана Ш Иосиф Волоцкий стал поддерживать великого князя Василия III. Он даже разработал целую поли­тическую теорию, обосновавшую право московских князей на «самодерьжство». Московский государь, как писал Иосиф Волоцкий, лишь «естеством похож на человека, властию же сана яко от Бога». Ему должны подчиняться все христиане, духовен­ство тоже. Великий князь является главой «всея русские госу­дарем», и удельным князьям надобно оказывать ему «должная покорения и послушания».

Итак, победа осталась за иосифлянами, сумевшими догово­риться со светской властью; и на протяжении всего XVI века их влияние сказывалось в полной мере на художественной куль­туре Руси. Кроме того, в русском искусстве нашла воплощение идея «самодерьжства» великих князей.

Россия становится крупной державой, а после падения Ви­зантии - оплотом православия. Москва возомнила себя третьим Римом. Иван III венчался «государем и самодержцем всея Ру­си». В это время появилась теория, что московские государи Рюриковичи ведут свой род от императора Августа. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византий­ского императора, после чего гербом Российского государства стал византийский двуглавый орел, а великий князь как бы реа­лизовал претензии на абсолютную власть. Обслуживать подоб­ную идеологию был призван сложный и строгий придворный церемониал, повелителю третьего Рима воздавались невиданные почести. В правительственных бумагах появился пышный, вы­чурный, торжественный стиль. Чтобы продемонстрировать мощь и богатство державы, государь-самодержец призвал на помощь искусство. На первый план выступило зодчество, которое внеш­ним блеском и пышностью могло подчеркнуть высокое положе­ние Русского государства, занятое им в мире. Для этой же цели предназначались и великолепные, редкие по отделке и тонкости работы произведения прикладного искусства.