Тема V русская культура конца XV—XVI веков
Этот период в жизни Руси ознаменован крупными изменениями, Ровно через сто лет после Куликовской битвы, в 1480 году, наша страна навсегда скинула с себя зависимость от Золотой Орды, но на этом противостояние не закончилось. Еще более двухсот лет русские люди боролись с восточными ханствами, на которые распалась Орда.
В начале XVI века завершилось объединение русских земель. Возникло Российское государство /17/, столицей которого стала Москва.
Идеологическое и политическое единство принесло долгожданную победу Руси. Но не воцарился мир: начался разлад в среде высшего духовенства и знати. Назрел вопрос о положении церкви в Российском государстве. Дело в том, что в период объединения русских земель, церковь была верным союзником великого князя, когда же этот процесс завершился, то служители Божьи стали добиваться сохранения своего руководящего влияния в светских делах.
Церковь в то время владела не только умами верующих, но и колоссальными земельными богатствами, К середине XVI века на Руси насчитывалось сто пятьдесят монастырей-вотчинников. Вполне естественно, что это совсем не нравилось великому князю. Между Иваном III и митрополитом Геннадием возникли серьезные противоречия.
Однако и внутри самой церкви не было единства. То и дело возникали споры о положении ее в государстве. Самая острая полемика шла между так называемыми иосифлянами и нестяжателями; эта полемика разгорелась в конце XV века.
Иосифляне (они назывались так по имени их главного вождя — игумена Волоколамской обители Иосифа Волоцкого) отстаивали право монастырей владеть землей и обогащаться. В своих посланиях Иосиф, настаивая на праве церкви па владение землей, ссылался на то, что монастыри — не только религиозная, но и политическая сила.
Против идей иосифлян выступали нестяжатели или заволжские старцы — монахи заволжских монастырей во главе с Нилом Сорским. В своих проповедях Нил Сорский призывал монахов к аскетизму и самосовершенствованию. Монах сам призван добывать себе пропитание и отрешиться от всего мирского, поэтому, хотя Нил Сорский никогда не говорил в своих проповедях о владениях монастырей, но из контекста становилось ясно, что церковь не должна владеть земными богатствами. Во дворце великого князя к идеям нестяжателен относились очень благосклонно. Иван III был весьма заинтересован в ослаблении экономической мощи церкви. Если бы церковники отказались от своих богатств, то великий князь отдал бы их дворянам — своим главным союзникам.
Высшее духовенство разделяло позицию Иосифа Волоцкого. Решительное столкновение с нестяжателями произошло на Соборе в 1503 году. Иван III, по совету Нила Сорского, выступил с требованием отобрать монастырские земли в пользу казны. Против поднялись почти все участники Собора во главе с Иосифом Волоцким, который горячо защищал права церкви на земельную собственность. В конце концов, сторонники Иосифа победили. Ивану III пришлось примириться с решением Собора.
После смерти Ивана Ш Иосиф Волоцкий стал поддерживать великого князя Василия III. Он даже разработал целую политическую теорию, обосновавшую право московских князей на «самодерьжство». Московский государь, как писал Иосиф Волоцкий, лишь «естеством похож на человека, властию же сана яко от Бога». Ему должны подчиняться все христиане, духовенство тоже. Великий князь является главой «всея русские государем», и удельным князьям надобно оказывать ему «должная покорения и послушания».
Итак, победа осталась за иосифлянами, сумевшими договориться со светской властью; и на протяжении всего XVI века их влияние сказывалось в полной мере на художественной культуре Руси. Кроме того, в русском искусстве нашла воплощение идея «самодерьжства» великих князей.
Россия становится крупной державой, а после падения Византии - оплотом православия. Москва возомнила себя третьим Римом. Иван III венчался «государем и самодержцем всея Руси». В это время появилась теория, что московские государи Рюриковичи ведут свой род от императора Августа. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, после чего гербом Российского государства стал византийский двуглавый орел, а великий князь как бы реализовал претензии на абсолютную власть. Обслуживать подобную идеологию был призван сложный и строгий придворный церемониал, повелителю третьего Рима воздавались невиданные почести. В правительственных бумагах появился пышный, вычурный, торжественный стиль. Чтобы продемонстрировать мощь и богатство державы, государь-самодержец призвал на помощь искусство. На первый план выступило зодчество, которое внешним блеском и пышностью могло подчеркнуть высокое положение Русского государства, занятое им в мире. Для этой же цели предназначались и великолепные, редкие по отделке и тонкости работы произведения прикладного искусства.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: