logo
очерки рус

Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.

«Золотой век» древнерусской живописи приближался к зака­ту, но его продлил достойный преемник великих мастеров— ис­кусный Дионисий. Его творчество явилось выражением блестя­щего расцвета культуры в эпоху становления Московского госу­дарства.

Мы очень мало знаем о Дионисии, хотя он был славен при жизни. Дионисий был одним из самых любимых художников Ивана Ш, известный идеолог и церковный писатель Иосиф Волоцкий высоко ценил его искусство. Волоколамский монастырь, настоятелем которого был Волоцкий, владел 87 образами письма Дионисия. За украшение иконами нового храма Дионисий полу­чил от настоятеля громадную по тем временам сумму — сто руб­лей. Современники считали написанные им иконы «вельми чуд­ными», а художника называли «пресловущим и мудрым».

Родился Дионисий около 1440 или 1450 года, а умер, по мне­нию исследователей его творчества, в 1519 году. В отличие от Рублева он не был монахом и работал артельно. Дионисию по­могали его сыновья: Феодосии и Владимир — оба прекрасные художники. Из-за этой артельной организации труда сейчас тя­жело точно атрибутировать работы Дионисия. Однако индиви­дуальность художника проявляется в его произведениях настоль­ко ярко, что печать его мастерства довольно легко распознать и в неподписанных работах.

Эпоха, в которую творил Дионисий, была отличной от эпохи Рублева. Русская держава под эгидой Москвы восторжествовала над Ордой и стала мощным централизованным государством. Задача искусства в таких условиях — отражать величие и славу страны. От живописи требовались парадность, пышность и вели­чавость, строжайшее соблюдение канонов таких же незыблемых, как и государева власть.

Все это отложило яркий отпечаток на творчество Дионисия. Он исполнял в своих творениях заказы великого князя и митро­полита, воплощая в них идею величия Российского государства.

До нашего времени дошло достаточное число работ Диони­сия и его школы. Это часть фресок Успенского собора в Москов­ском Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре и несколько икон.

Фрески Ферапонтова монастыря — самое значительное из то­го, что осталось нам от творчества Дионисия. Монастырь был основан в XIV веке выходцем из Москвы монахом Ферапонтом. Далеко на севере Руси был поставлен прекрасный собор, посвя­щенный Богородице, ее величию и милосердию. Богородица по­читалась как покровительница Москвы, поэтому для украшения храма был приглашен знаменитый московский живописец. Его фрески дошли до нас почти полностью. Мало того, на стенах сохранилась древняя надпись, которая гласит, что собор сей расписал «иконник Дионисий со своими чада».

Роспись посвящена Рождеству Богородицы, и мастер воссла­вил это событие как радостный праздник. Фрески поражают своей нарядностью и богатством. Светлые и радостные тона кра­сок напоминают нежные и прозрачные акварели. Роспись стелется по всему храму, покрывая его от пола до потолка. Фигуры стройны, изящны и преувеличенно удлинены. Их движения сдер­жаны, строго размерены и медлительны, исполнены благородст­ва— так было предписано двигаться согласно дворцовому цере­мониалу тогдашнего великокняжеского двора. Горы с уступами, колонны, трон, драпировки подчеркивают торжественность ком­позиции. Изящно удлиненные человеческие фигуры и здания па­рят в воздухе над нами и вокруг вас, создавая впечатление лег­кости и одухотворенности. Композиция фресок Дионисия осно­вана на абсолютном равновесии всех ее частей. Живопись масте­ра радует и восхищает нас, уводя из тяжелого и грубого мира реальности в мир гармонии, где нет печали, сомнений, волнений и борьбы.

Росписи украшают не только внутреннее убранство храма, но и его фасад, где изображен главный сюжет — «Рождество Богородицы». На стене нарисована мать Марии Анна на ложе в окружении грациозных прислужниц, рядом идет подготовка к купанию младенца, а маленькая Мария покоится в колыбели, над которой склонились ее родители. Вся сцена проникнута осо­бой интимностью и вместе с тем величава, приподнята.

Внутри храма продолжается рассказ о житии Богородицы. Перед нами проходит несколько сцен: «Благовещение» — Мария взволнованно слушает весть, принесенную ей архангелом Гав­риилом; «Покров» — торжественно возвышаясь на фоне храма. Богоматерь в образе Царицы Небесной осеняет человечество своим покровом — символом защиты от бед. В сцене «Страшного суда» Дева Мария молит за человечество грозного Судию. Праздник Рождества Богородицы Дионисий не хотел омрачать ничем, поэтому он сознательно отказался от канонической сцены Успения Богоматери и ввел новый сюжет: изображения тор­жественных песнопений во славу Приснодевы, которые называ­ются «Акафист Богородице» /18/.

Колорит росписей отличает необычайная сила эмоционально­го воздействия. Дионисий не любит ярких красок, и палитра его светла, отчего изображения приобретают особую мягкость, ка­кую-то сияющую чистоту. Утром и вечером, когда солнце заглядывает в окна храма и зажигает янтарем тусклую охру фре­сок, роспись производит впечатление радостного словословия в красках.

Дионисия отличает от Рублева то, что он не стремится от­крыть внутренний мир человека, его скорее интересует внешняя красивость и пышность. Это нисколько не умаляет значение его живописи, просто художник создает другой мир — праздничный и прекрасный, прославляющий добро и красоту.

Кроме росписей храмов, артель Дионисия создавала и иконы. В Ферапонтовом монастыре сохранился иконостас, выполненный Дионисием и его сыновьями. Иконы изыскано красивы и утонче­ны, особенно хороша «Богоматерь Однгитрия» /19/, торжественно-нежная и строго-величавая, Она гордо несет в мир своего Сына.

Мастерская Дионисия создавала и житийные иконы, которые посвящались московским святым. До нас дошли два таких об­раза письма Дионисия: иконы, посвященные митрополитам XIV века Петру и Алексию. Эти святые очень почитались в то время, так как во многом им была обязана Москва своим воз­вышением. Значение данных икон определяется не стоящей, ис­полненной в рост фигурой главного персонажа, а клеймами ее окружающими, в которых изображались эпизоды из жизни свя­того. Клейма отличает мастерство композиции, при всей их многофигурности, в них нигде не тесно, но нигде и не пусто. Каждая фигура согласована с другой, они высоки и стройны, их жесты благородны и размерены. Изображены персонажи па фоне пей­зажа с грядами светлых горок, тонкими деревьями, цветами и травами — все это рождает впечатление светлого простора и яс­ной гармонии.

Творчество Дионисия — ликующая и светлая песнь в крас­ках - сыграло огромную роль в истории древнерусской живопи­си. Его парадное и праздничное искусство стало образцом для многих иконописцев, живописи Дионисия подражали в разных городах Руси.