Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
«Золотой век» древнерусской живописи приближался к закату, но его продлил достойный преемник великих мастеров— искусный Дионисий. Его творчество явилось выражением блестящего расцвета культуры в эпоху становления Московского государства.
Мы очень мало знаем о Дионисии, хотя он был славен при жизни. Дионисий был одним из самых любимых художников Ивана Ш, известный идеолог и церковный писатель Иосиф Волоцкий высоко ценил его искусство. Волоколамский монастырь, настоятелем которого был Волоцкий, владел 87 образами письма Дионисия. За украшение иконами нового храма Дионисий получил от настоятеля громадную по тем временам сумму — сто рублей. Современники считали написанные им иконы «вельми чудными», а художника называли «пресловущим и мудрым».
Родился Дионисий около 1440 или 1450 года, а умер, по мнению исследователей его творчества, в 1519 году. В отличие от Рублева он не был монахом и работал артельно. Дионисию помогали его сыновья: Феодосии и Владимир — оба прекрасные художники. Из-за этой артельной организации труда сейчас тяжело точно атрибутировать работы Дионисия. Однако индивидуальность художника проявляется в его произведениях настолько ярко, что печать его мастерства довольно легко распознать и в неподписанных работах.
Эпоха, в которую творил Дионисий, была отличной от эпохи Рублева. Русская держава под эгидой Москвы восторжествовала над Ордой и стала мощным централизованным государством. Задача искусства в таких условиях — отражать величие и славу страны. От живописи требовались парадность, пышность и величавость, строжайшее соблюдение канонов таких же незыблемых, как и государева власть.
Все это отложило яркий отпечаток на творчество Дионисия. Он исполнял в своих творениях заказы великого князя и митрополита, воплощая в них идею величия Российского государства.
До нашего времени дошло достаточное число работ Дионисия и его школы. Это часть фресок Успенского собора в Московском Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре и несколько икон.
Фрески Ферапонтова монастыря — самое значительное из того, что осталось нам от творчества Дионисия. Монастырь был основан в XIV веке выходцем из Москвы монахом Ферапонтом. Далеко на севере Руси был поставлен прекрасный собор, посвященный Богородице, ее величию и милосердию. Богородица почиталась как покровительница Москвы, поэтому для украшения храма был приглашен знаменитый московский живописец. Его фрески дошли до нас почти полностью. Мало того, на стенах сохранилась древняя надпись, которая гласит, что собор сей расписал «иконник Дионисий со своими чада».
Роспись посвящена Рождеству Богородицы, и мастер восславил это событие как радостный праздник. Фрески поражают своей нарядностью и богатством. Светлые и радостные тона красок напоминают нежные и прозрачные акварели. Роспись стелется по всему храму, покрывая его от пола до потолка. Фигуры стройны, изящны и преувеличенно удлинены. Их движения сдержаны, строго размерены и медлительны, исполнены благородства— так было предписано двигаться согласно дворцовому церемониалу тогдашнего великокняжеского двора. Горы с уступами, колонны, трон, драпировки подчеркивают торжественность композиции. Изящно удлиненные человеческие фигуры и здания парят в воздухе над нами и вокруг вас, создавая впечатление легкости и одухотворенности. Композиция фресок Дионисия основана на абсолютном равновесии всех ее частей. Живопись мастера радует и восхищает нас, уводя из тяжелого и грубого мира реальности в мир гармонии, где нет печали, сомнений, волнений и борьбы.
Росписи украшают не только внутреннее убранство храма, но и его фасад, где изображен главный сюжет — «Рождество Богородицы». На стене нарисована мать Марии Анна на ложе в окружении грациозных прислужниц, рядом идет подготовка к купанию младенца, а маленькая Мария покоится в колыбели, над которой склонились ее родители. Вся сцена проникнута особой интимностью и вместе с тем величава, приподнята.
Внутри храма продолжается рассказ о житии Богородицы. Перед нами проходит несколько сцен: «Благовещение» — Мария взволнованно слушает весть, принесенную ей архангелом Гавриилом; «Покров» — торжественно возвышаясь на фоне храма. Богоматерь в образе Царицы Небесной осеняет человечество своим покровом — символом защиты от бед. В сцене «Страшного суда» Дева Мария молит за человечество грозного Судию. Праздник Рождества Богородицы Дионисий не хотел омрачать ничем, поэтому он сознательно отказался от канонической сцены Успения Богоматери и ввел новый сюжет: изображения торжественных песнопений во славу Приснодевы, которые называются «Акафист Богородице» /18/.
Колорит росписей отличает необычайная сила эмоционального воздействия. Дионисий не любит ярких красок, и палитра его светла, отчего изображения приобретают особую мягкость, какую-то сияющую чистоту. Утром и вечером, когда солнце заглядывает в окна храма и зажигает янтарем тусклую охру фресок, роспись производит впечатление радостного словословия в красках.
Дионисия отличает от Рублева то, что он не стремится открыть внутренний мир человека, его скорее интересует внешняя красивость и пышность. Это нисколько не умаляет значение его живописи, просто художник создает другой мир — праздничный и прекрасный, прославляющий добро и красоту.
Кроме росписей храмов, артель Дионисия создавала и иконы. В Ферапонтовом монастыре сохранился иконостас, выполненный Дионисием и его сыновьями. Иконы изыскано красивы и утончены, особенно хороша «Богоматерь Однгитрия» /19/, торжественно-нежная и строго-величавая, Она гордо несет в мир своего Сына.
Мастерская Дионисия создавала и житийные иконы, которые посвящались московским святым. До нас дошли два таких образа письма Дионисия: иконы, посвященные митрополитам XIV века Петру и Алексию. Эти святые очень почитались в то время, так как во многом им была обязана Москва своим возвышением. Значение данных икон определяется не стоящей, исполненной в рост фигурой главного персонажа, а клеймами ее окружающими, в которых изображались эпизоды из жизни святого. Клейма отличает мастерство композиции, при всей их многофигурности, в них нигде не тесно, но нигде и не пусто. Каждая фигура согласована с другой, они высоки и стройны, их жесты благородны и размерены. Изображены персонажи па фоне пейзажа с грядами светлых горок, тонкими деревьями, цветами и травами — все это рождает впечатление светлого простора и ясной гармонии.
Творчество Дионисия — ликующая и светлая песнь в красках - сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи. Его парадное и праздничное искусство стало образцом для многих иконописцев, живописи Дионисия подражали в разных городах Руси.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: