Прикладное искусство.
В середине века основным художественным центром Российского государства делается Оружейная палата Московского Кремля. Во главе ее был поставлен один из наиболее образованных людей того времени, близкий царю Алексею Михайловичу боярин Б.-М. Хитрово, как и сам царь, сторонник новых веяний в искусстве.
Мастера Оружейной палаты подновляли и расписывали дворцовые палаты и церкви, писали иконы и миниатюры. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий.
Среди мастеров были украинцы, белорусы, литовцы, армяне, нередко знакомые с искусством Западной Европы, и иностранные художники. Сотрудничество с ними способствовало обогащению творческого опыта русских художников новой техникой и новыми живописными приемами.
Кроме выполнения прикладных задач, Оружейная палата служила чем-то вроде живописной школы. Здесь художники совершенствовались в своем мастерстве. Вес живописные работы возглавлял главный царский изограф Симон Ушаков.
Симон Федорович Ушаков (1626—1080) был крупнейшим художником России XVII столетия. Его взгляды разделялись многими авторитетными людьми того времени, в частности, ему благоволил патриарх Никон. Выходец из посадских людей Ушаков еще в молодости был назначен царским «жалованным» живописцем и возведен во дворянство. Он достиг большой славы и тридцать лет фактически стоял во главе нового художественного движения в России. Как теоретик и практик искусства Ушаков предвосхитил многое, что утвердилось в русской художественной культуре нового времени.
С первых лет самостоятельной работы определился интерес Ушакова к изображению человеческого лица. Самой любимой темой художника становится Спас Нерукотворный. Изображений Спаса кисти Ушакова сохранилось довольно много. Самая ранняя из этих икон относится к 1657 году и хранится в Троицкой церкви в Никитниках в Москве.
В этом образе изограф стремится избавиться от канонов иконописного изображения. Он создает классически правильное лицо, передавая объем. Правда, произведениям Ушакова недостает одухотворенности, присущей русским иконам эпохи расцвета, но это искупается стремлением художника возможно правдоподобно воссоздать на доске человеческое лицо. До нас дошло немало созданий Ушакова, сыгравших значительную роль в становлении реалистического искусства. В 1668 году царский изограф создал большую картину-икону «Насаждение Древа государства Российского», посвященную триумфу государевой власти. В нижней части ее изображены стены Московского Кремля, за ними - Успенский собор — символ власти московских государей. У подножия собора стоят князь Иван Калита - собиратель русских земель и митрополит Петр, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Они сажают древо русского государства, на ветвях его размещены в медальонах портреты всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом медальоне представлена Владимирская икона Богоматери, почитавшаяся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, стоят царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и царевичи Алексей и Федор. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать очень похожими.
1671 году Симон Ушаков создал икону на традиционный сюжет Троицы. Она сильно отличается от рублевской. На смену одухотворенности и поэзии шедевра XV века приходит грубоватая «телесность», «плотское» изображение фигур ангелов. Появились совершенно реалистические детали (ордерная архитектура, стол, уставленный посудой тонкой работы, ветвистое дерево на среднем плане). Объемность фигур никак не вяжется с их плоскостным изображением. «Троица» Ушакова занимает промежуточное положение между нарождавшейся картиной и иконой
Симон Ушаков по праву считается одним из основоположников русского портретного искусства. Сохранились сведения о портретах, которые изограф написал в технике масляной живописи, совершенно не свойственной древнерусскому искусству. К сожалению, ни одной подобной работы до нас не дошло.
Мастерами Оружейной палаты, как русскими, так и иноземными, было создано немало парсун /21/ — так назывались тогда портреты. В художественном отношении они не столь значительны. Выполненные еще в иконописной традиции парсуны ценны как свидетельства возрастающего интереса к личности, к запечатлению индивидуальных черт конкретного человеческого лица. До нашего времени дошли парсуны Ивана Грозного, князя М. В. Скопина-Шуйского и царевича Федора Алексеевича. При всей условности изображения и стремлении отразить не столько личность портретируемого, сколько его социальное положение, они все желают нам редкую возможность увидеть человека XVII столетия.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: