Иконопись.
Однако самым традиционно «русским» видом изобразительного искусства издавна была иконопись, и это вполне справедливо. Хотя икона пришла к нам из Византии, но именно на Руси она получила широкое распространение, большую философскую глубину и величие, удивительную красоту формы и содержания. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси, нигде не привела к созданию стольких шедевров и не стала самым любимым видом искусства целого народа на протяжении столетий. К иконе наши предки относились с благоговением, ее нельзя было продать или купить, образ выменивался на деньги или веши по особому ритуалу. Старые иконы нельзя было сжечь или выбросить — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили из дома во время пожаров, располагали в самом красивом месте избы (красном углу), за большие деньги выкупали из плена.
Причиной подобного пристрастия к иконе являлось то, что девять десятых русских церквей были деревянными, поэтому ни мозаика, ни фреска не могли использоваться для украшения стен храма. Удобные для размещения в церкви, с яркими прочными красками иконы как нельзя лучше подходили для этой цели.
Русский человек вел трудную, полную лишений жизнь и длить ее, не ведая радости, было невозможно. Одной из таких радостей и стала для него икона. Иконы превращали самую убогую церквушку в сказочный мир линейных ритмов и звонких переливчатых красок, исполненный истинной духовности. В каждой крестьянской избе при свете лампады сияло это чудо, утешая, просветляя и скрашивая жизнь русского человека.
Иконы писались на специально высушенных в течение нескольких лет сосновых или липовых досках. На деревянную основу иногда наклеивалась поволока (холст), на нее — алебастровый грунт (левкас). По нему писали темперой (краска с добавлением яичных желтков), для укрепления красочного слоя на законченную икону наносилась олифа.
Икона — это отражение мировоззрения средневекового человека. Окружающий мир воспринимался им как несовершенное отражение высшей реальности. Все видимое считалось лишь «тенью», неточным подобием, дающим отдаленное представление об образе Бога. Целью земной жизни для нашего предка становилось приближение к Всевышнему путем различных способов духовного совершенствования, одним из которых и было созерцание икон. Иконописец стремился создать подобие вечного и неизменного первообраза, а мимолетный и преходящий чувственный мир считался недостойным запечатления. Так возник своеобразный художественный язык иконы, где нарушение пропорций человеческого тела, условность изображения природы и архитектуры подчас воспринимается нами как неумение мастера.
Образы иконы служили символами самой высокой духовности. Такой образ-символ либо сам по себе, либо в сочетании с другими мог выражать горе и радость, мудрость и печаль, ликование и страдание, умиление и надежду. Задачей иконописца было не изображение единичного явления, но идеи. Как же добивались этого? Христианские живописцы нашли единственно возможное решение — предельно дематериализовать фигуры, сведя их к двухмерным плоским теням на поверхности доски. Но доска, эта грубая материальная основа, должна была раствориться в сиянии Бога, которое символизировало золотое покрытие. Золотой фон создавал мерцающую среду. Озаренный колеблющимся светом лампады или свечи священный образ то выступал из плоскости, то снова отодвигался за черту, куда нет доступа смертным.
Однако святые были реально существовавшими людьми, а евангельские события происходили на земле, поэтому изображать их надо было соответственно исторической действительности. Для достижения этого художник руководствовался иконографическими канонами, строго определенным типом изображаемого сюжета. Отклонение от канона категорически запрещалось.
Весь образный строй иконы подчинялся определенному ритму, объем и пространство почти не передавались, что лишало изображение зримой конкретности. Художник пользовался обратной перспективой, то есть предметы и фигуры давались не такими, какими он их видел (размеры предметов и фигур не зависели от их местоположения). Они изображались согласно тому, что знал о них мастер. Иконописец показывал их с разных точек зрения, например, одновременно сбоку и сверху, то есть так, как могли бы их видеть персонажи, а не зритель, стоящий у края доски. Поэтому складывалась впечатление, что иконописец как бы находится среди героев иконы и изображает на ней свой взгляд изнутри.
Кроме того, художник стремился к максимальной информативности, он хотел показать как можно больше: вес то, что находится в поле зрения и даже вне его; изображая пятиглавый храм, он писал не три, а все четыре стены здания, и все пять глав ставил в одну линию. Если он показывал действие внутри храма, то передавал и его внешний облик. Все это приводило к тому, что икона воспринималась как замкнутый мир — радостный и гармоничный.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: