3. Начало книгопечатания
Для укрепления и развития Московского государства нужны были грамотные люди. Их становилось все больше. На Стоглавом соборе 1551 года было решено «учить детей у священников, у дьяконов, у дьячков» грамоте и «книжному письму». Были и светские «мастера грамоты».
К XVI веку гораздо большее распространение получают рукописные книги. Как и прежде, они были очень красивы: украшались миниатюрами, инициалами и заставками, написанными киноварью, растворенным золотом и серебром. Расцвело искусство каллиграфии, писцы владели несколькими манерами письма, подобно набору шрифтов в типографии, и избирали их в зависимости от характера текста и вкуса заказчика.
Переписка книг оставалась трудным делом. Переписчики нередко сохраняли и умножали ошибки своих предшественников. Часто писец просил читателя простить его за огрехи, которые он допустил «ли дремля, ли со другом глаголя». Книги стали писаться гораздо быстрее, потому что бумага практически вытеснила пергамен, который применялся только для написания царских грамот. Полуустав был полностью заменен скорописью.
Единожды выверенная и отпечатанная во множестве экземпляров книга давно стала желанной я необходимой для русской культуры. Начало книгопечатания относится к пятидесятым годом XVI пека — это было время, когда Иван Грозный начал схватку со знатью за «самодерьжство», а церковные соборы специально занимались вопросами борьбы с еретиками, вольнодумно толковавшими религиозные тексты. Церковные книги должны были быть унифицированы, исправлены, а самоё главное, необходимо было дать им хождение. Такую задачу могло решить книгопечатание, поэтому Иван IV обратился к митрополиту Макарию, который и «начаша изыскивать мастерьства печатных книг».
Печатные книги достаточно давно были известны на Руси. Мало того, по заказу государства русские книги печатались за границей. Известно, что в Кракове немец Швайпольт Фиоль в 1491 году напечатал кириллицей «Осмогласник» и «Часослов», а любецкому издателю Бартоломею Готану приписывают издание около шестидесяти наименований различных книг на русском языке.
Начало книгопечатания и России относится к 1553 году. За девять лет было издано девять книг. Первые из них анонимны и не имеют выходных данных. Они еще очень похожи на рукописные, украшены заставками, вязью и г. п. Это были лишь пробные экземпляры. «В лето 1563» на средства царской казны в Москве организовали первую русскую типографию. Во главе ее встали Иван Федоров и Петр Мстиславец. О Петре нам практически ничего не известно, впрочем, также как и о жизни Ивана Федорова. Мы можем лишь предполагать, что он был блестящим просветителем, человеком необычайных дарований. Диакон Иван Федоров владел несколькими языками: греческим, латинским, польским, прекрасно знал церковно-славянскую грамматику, был вдумчивым редактором, искусным наборщиком и оружейником, интересовался вопросами педагогики, философии, истории, богословия. Как писатель Иван Федоров явился зачинателем автобиографического жанра. Когда ему было поручено книгопечатание, то он исполнил это дело с большим искусством. 1 марта 1564 года был создан «Апостол» — богослужебная книга, по которой в церкви на литургии читаются апостольские послания. Набор и печатание этой книги представляли немалые сложности. Восхищает вкус и твердость руки мастеров, украсивших книгу гравюрами с изображением евангелиста Луки, заставками и инициалами, сохранивших при этом геометрическую строгость расположения текста на странице. Московские издания более позднего времени значительно уступают «Апостолу» к технике исполнения.
В 1565 году московская типография напечатала «Часословец» или «Часовник». Эта книга была издана двумя тиснениями 29 сентября и 29 октября, а в 1568 году Иван Федоров и его товарищи покидают Москву и возобновляют работу в Заблудове — имении гетмана Г. А. Ходкевича.
Причины, по которым первопечатникам пришлось покинуть столицу, не вполне ясны. Некоторые исследователи утверждают, что всему виной преследования церкви, другие считают, что Иван Федоров боялся опричнины, есть и третье мнение — мастера перебрались в Литву по приказу царя Ивана Грозного, которого просил о присылке книгопечатников гетман Ходкевич. Это было необходимо для усиления православного влияния в Литве во время Ливонской войны. В имении гетмана первопечатники издают несколько церковных книг, но вскоре, в результате образования Польско-Литовского государства, православие начинает преследоваться, Ходкевич решает прекратить издательскую деятельность, и Ивану Федорову приходится перебраться во Львов.
Во Львове Федоров опять издает «Апостол», «Часословцы» и первую русскую «Азбуку» «ради скорого младенческого обучения». Величайшим достижением мастера явилась работа над полной славянской Библией — колоссальным трудом объемом в 1256 страниц. В этом издании определился именно тот славянский библейский текст, который с небольшими изменениями воспроизводится и сейчас.
Умер Иван Федоров 5 декабря 1583: года в Подземче, что под Львовом. На его надгробном камне надпись: «Друкарь книг, пред тым невиданных».
В Москве же книгопечатание продолжалось. Кроме типографии Ивана Федорова существовала и другая, где работали Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев. Здесь, в 1568 году, была издана «Псалтырь». В 1571, году, типография сгорела во время набега на Москву хана Давлет-Гирея. Иван Грозный большое внимание уделял печатному делу, поэтому в 1576 году в центре опричнины — в Александровской слободе — была основана новая типография, где в 1577 году опять издали «Псалтырь», близкую по стилю к работам Ивана Федорова. С 1577 по 1589 год книги не печатались, а потом типография Андроника Невежи начала работать снова. К концу века печатники издали около 20 книг. Возросли и тиражи - «Апостол» 1597 года вышел и количестве 1500 экземпляров.
Так возникло книгопечатание в России, ставшее одним из действенных средств русского просветительства.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: