Архитектура Пскова.
Очень любопытной и самобытной была архитектура еще одного вольного города — Пскова. До XV века зодчество Пскова сближалось с новгородским, но когда Псков отделился от Новгорода, стал политически самостоятельным, появилась своеобразная псковская архитектура. Псковские сооружения XIV— XV веков производят впечатление неприступных крепостей. Чувствуется могучая сила в их мощных стенах, несимметричных пропорциях. Псков в течение многих столетий был стражем Русской земли на ее западных рубежах. Он вел упорную борьбу против захватчиков, поэтому в гораздо большей степени, чем в других городах, каменные постройки Пскова имели военное значение. В то время псковичи чаще строили крепости, чем церкви. Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и Ливонским орденом Псковская земля постоянно укрепляла свои рубежи. Одной из сильнейших каменных твердынь был Изборск, и сейчас поражающий суровым величием стен и башен. Именно в Пскове появились первые «регулярные» крепости. Большое значение имело расширение оборонительных сооружений самого Пскова. С 1393 по 1452 год все деревянные укрепления кремля, который псковичи называли Кромом, были заменены каменными, строились и новые оборонительные сооружения, так что к XVI веку крепостные стены протянулись на девять километров.
Каменное строительство шло в Пскове очень интенсивно. В 1365—1367 годах был заново отстроен главный собор города— Троицкий, который ставился на старой основе рухнувшего в XII веке храма. Собор сохранял композицию церкви XII века, но многие элементы были переработаны. Изменения в особенности коснулись верхней части сооружения, которой был придан динамический ритм. Теперь оно завершалось шестискатной деревянной кровлей, которая органически вошла в сложный силуэт храма, а к восточным углам были пристроены симметричные приделы в виде маленьких церквушек с восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий творчески переработал схему крестово-купольного храма.
Большинство псковских культовых построек XV века представляли собой небольшие одноглавые кубического вида церкви, украшенные скромными поясками из треугольных или квадратных углублений. Как и в Новгороде, стены псковских церквей возводились из неотесанных известняковых плит, верхняя часть зданий, как правило, завершалась восьмискатным покрытием. Чаще всего храмы имели боковые приделы, которые создавали впечатление приземистости и тяжести здания. Часто на стенах церквей сооружались звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением противника, а колокола возвещали о его приближении. Псковские храмы украшались темно-зелеными поливными' изразцами, которые в XV веке производились только здесь. Новгородские и псковские памятники являют нам богатейшую панораму средневекового зодчества. Не менее интересными в этом плане были и сооружения Москвы.
Основание Москвы.
С конца XIII века начинается рост политического и экономического могущества Москвы. «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» - говорится в народном сказании XVII века.
Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году, тогда она представляла собой одно из скромных поселений Ростовской земли. В 1156 году князь Юрий Долгорукий «заложил град Москву». Это было начало строительства города, ставшего столицей огромного государства, третьим Римом, поражавшим русских людей и чужеземцев великолепием своих белокаменных соборов. Территория Московского княжества расширялась, увеличился авторитет Москвы в связи с переездом сюда митрополита и превращением ее в общерусский церковный центр.
Москва становится инициатором объединения разрозненных русских княжеств. Во второй половине XIV века она делается столицей формирующегося Русского государства. Мамаево побоище (1380 год), явившееся одним из важнейших событий в истории русского народа, подняло веру людей в спои силы и укрепило авторитет Москвы как центра освободительной борьбы. Отсюда и возрастание культурной роли города.
Нам мало что известно о зодчестве Москвы той поры — большинство строений до нас не дошло. Первые монументальные здания были возведены здесь еще в конце XIII века. Это Успенский и Архангельский соборы Кремля; они просуществовали совсем недолго и уже через пятьдесят лет были заменены новыми. Трудно что-либо сказать об этих храмах, от них остались лишь небольшие фрагменты, но белокаменная техника исполнения и розные детали говорят о продолжении традиций владимиро-суздальского зодчества. Тем самым московские князья стремились подчеркнуть преемственность великого княжения, свое внимание к художественной культуре Владимиро-Суздальской земли. В конце XIV века их силами были восстановлены древнейшие храмы Владимира, Переславля-Залесского и Ростова.
Москва начинает интенсивно застраиваться во время княжения Ивана Калиты (вторая четверть XIV века); белокаменные храмы Кремля, воздвигнутые посередине деревянного города, заменяются более богатыми и красивыми. Сохранились лишь немногие из храмов Московского княжества того времени; изящный Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввина — Сторожевского монастыря тоже в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом Посаде (1422 г.). Все они очень похожи на храмы Владимиро-Суздальской земли — крестово-купольные церкви с тремя апсидами, доходящими почти до верха куба. Московские храмы гораздо скромнее владимирских, но в их убранстве появились новые мотивы: килевидные арочки и «дыньки», украшающие порталы; подобные новации стали примечательной особенностью московского зодчества. Очертания храмов приземисты и суровы, но в Спасском соборе Андронникова монастыря, воздвигнутом около 1427 года, видно стремление преодолеть кубичность владимирских «самовластцев». Средние своды храма, возвышаясь над боковыми, придали ему динамический и пирамидальный, характер. Уже в раннем зодчестве Москвы, проявляется стремление к уменьшению массивности сооружения за счет устремления здания ввысь.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: