Архитектура Архитектура Киева.
К началу XI века, в княжение Ярослава Мудрого, Киев приобрел прекрасный и величественный облик. Он был одним из самых больших и богатых городов Европы, в нем насчитывалось около четырехсот церквей и восемь рынков. Еще при князе Олеге он получил имя «матерь городов русских». Киев был центром духовной и художественной культуры Руси. Возникнув из маленького поселения над Днепром, при Владимире город расширился и был обнесен земляным валом. На главной площади (Бабином торжке), где стояла Десятинная церковь, возвышались каменные двухэтажные княжеские терема, близкие по убранству и стилю Десятинной церкви. Об этом свидетельствуют найденные здесь обломки полированного камня, круглые оконные стекла, фрагменты мозаик, фресок, резьбы по камню, плитки от наборных полов. Площадь была украшена квадригой и античными статуями. Рядом располагались деревянные хоромы княжеских приближенных.
К 30-м годам XI века Киев далеко перерос границы «Владимирова города». При Ярославе Мудром возводятся мощные земляные валы высотой в четырнадцать метров, над ними поднимаются деревянные стены. В Киев вело трое каменных ворот, главными из которых были «Золотые ворота» (1037 г.) — величественная башня с надвратной церковью; говорят, что ее купола были покрыты листовым золотом. Остатки Золотых ворот сохранились до наших дней. Княжеский терем, соборы и монастыри находились «на горе», а у подножия «на подоле» велся торг, там жили купцы, ремесленники и городская беднота.
Главные постройки видны были издалека. Все иностранные путешественники прославляли красоту древнего Киева, называли его вторым Царьградом. Киевский митрополит Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» так обращался к князю Владимиру: «Встань, благородный муж, из своего гроба!.. Взгляни на город, величеством сияющий, на церкви цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, святыми иконами освящаемый, блистающий, овеваемый благоуханным фимиамом, хвалами и пением оглашаемый».
Красотой Киева был поражен внук Батыя, когда страшный завоеватель подошел со своими полчищами к стенам гряда, чтобы его разграбить.
А о киевском Софийском соборе, воздвигнутом при князе Ярославе, митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется по семь подлунном мире в полунощных странах от востока до запада».
Софийский собор был построен между 1017 и 1037 голами. Архитектура собора призвана была сделать наглядным и выразительным то новое представление о мироздании, об обществе и человеке, которое возобладало в XI веке. Это здание являло собой синтез византийской и древнерусской культуры. В основу сооружения был положен классический принцип византийского зодчества - храм крестово-купольного типа.
Христианская традиция трактовала храм как вместилище образа Бога, место вознесения к Творцу помыслами и сердцами, христиане считали, что Божий дух витает в церкви, там совершается молитвенное общение со Всевышним, поэтому храму необходимо большое внутреннее пространство. Таким и был храм крестово-купольного типа. Его основой являлось прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, членившими внутреннее пространство здания на девять частей — нефов. Столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола. Барабаном называлась цилиндрическая или многогранная часть здания, которая венчалась куполом. Обычно барабан был прорезан окнами, через которые в церковь попадали солнечные лучи. Таким образом, центром храма было подкупольное пространство, залитое светом.
Примыкающие к подкупольному квадрату ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образовывали в плане крест. Угловые части перекрывались куполами или цилиндрическими сводами. Выгнутые треугольники в месте соединения столбов арками назывались парусами.
С восточной стороны к зданию примыкали три «граненых» или полукруглых помещения — апсиды (абсиды). В средней апсиде размещался алтарь.
В западной части здания устраивались помещения второго яруса — хоры, где во время богослужения располагалась знать.
Нередко к такому зданию добавлялись еще два столба в западной части — нартекс (притвор) , тогда храм становился шестистолпным, а в случае надобности столбы прибавлялись и в поперечном направлении, тем самым создавались еще два межрядных пространства, и храм из трехнефного превращался в пятинефный. Внешний облик церкви отражал ее внутреннее устройство: столбам соответствовали на фасадах плоские вертикальные выступы — лопатки. Каждое членение (прясло) фасада завершалось полукруглой аркой — закомарой.
Собор Софии Киевской был задуман как главный храм создававшейся русской митрополии. Он был главным собором Киевской Руси, здесь происходило посажение на княжий стол и поставление на митрополичью кафедру. Своим величием храм символизировал силу и мощь державы, могущество Ярослава Мудрого. Здесь был провозглашен первый русский митрополит Иларион, При разгроме Киева Батыем в 1240 году собор разграбили. Он много раз горел и ремонтировался, подвергался переделкам. В 1685—1707 годы Святая София подверглась перестройке, в стиле украинского барокко, сильно изменившей внешний вид храма.
Ярослав сам выбрал место для постройки церкви — поле за городом, где великий князь разбил печенегов.
В своем первоначальном виде собор представлял огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, окруженное одноэтажной открытой галереей. Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефов, центральный был вдвое шире других. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, из которых главная имела пятигранную форму. В ней помещался алтарь, в северной — жертвенник (место хранения хлеба и вина), в южной — диаконник (место хранения церковной утвари). На внутренние каменные столбы опиралась целая система арок, сводов и куполов, задающая пирамидальную композицию храма. Стены собора завершались полукружиями (закомарами), а над ними возвышались тринадцать куполов (восемь низких, четыре средних, один — большой), символизирующие Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Многоглавие — основное отличие храма. Как и пирамидальная композиция церкви, оно присуще только русской архитектуре. Эти черты преобразили облик крестово-купольного храма, сделали его чисто русским. Они возникли из деревянного зодчества, в котором русские древоделы достигли небывалого мастерства; так, в Новгороде еще в X веке была построена тринадцатикупольная дубовая София Новгородская.
В строительстве Софии Киевской, как и в других монументальных сооружениях Древней Руси, был применен своеобразный прием каменной кладки. Собор сооружался из камня и особого, очень широкого и плоского кирпича, называемого плинфой. Фундамент наружных стен делался из крупных камней на растворе, а внутренние - покоились на каменном фундаменте, сложенном без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, строители применяли кладку со «скрытым рядом», когда кирпичи были несколько утоплены в стену, а образовавшиеся промежутки замазаны раствором — цемянкой. Раствор готовился с добавлением толченого кирпича, при этом полоса раствора превосходила толщину кирпича примерно в три раза. Серый гранит, красноватый кварцит, оранжеворозовая плинфа. розовая цемянка придавали собору очень декоративный вид. Такая же кладка была и у Десятинной церкви и у других храмов Древней Руси.
Блестя свинцовыми куполами, прекрасная и величественная, Святая София возвышалась на крутом берегу Днепра. Открытые арки галереи связывали ее с окружающей природой, декоративные ниши, шиферные карнизы, цветовая гамма стен оставляли неизгладимый след в памяти и сердце русского человека.
Киевская София издавна почиталась на Руси как «церковь церквей», даже в более позднее время русские мастера воспроизводили этот храм в изображениях рая на иконах «О тебе радуется».
Но не только в Киеве в это время возводились прекрасные храмы. Вслед за киевским строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке (образ Софии-Премудрости Божьей был одним из самых популярных в искусстве того времени).
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: