logo
очерки рус

Архитектура Архитектура Киева.

К началу XI века, в княжение Ярослава Мудрого, Киев при­обрел прекрасный и величественный облик. Он был одним из самых больших и богатых городов Европы, в нем насчитывалось около четырехсот церквей и восемь рынков. Еще при князе Оле­ге он получил имя «матерь городов русских». Киев был центром духовной и художественной культуры Руси. Возникнув из ма­ленького поселения над Днепром, при Владимире город расши­рился и был обнесен земляным валом. На главной площади (Бабином торжке), где стояла Десятинная церковь, возвыша­лись каменные двухэтажные княжеские терема, близкие по уб­ранству и стилю Десятинной церкви. Об этом свидетельствуют найденные здесь обломки полированного камня, круглые окон­ные стекла, фрагменты мозаик, фресок, резьбы по камню, плит­ки от наборных полов. Площадь была украшена квадригой и античными статуями. Рядом располагались деревянные хоромы княжеских приближенных.

К 30-м годам XI века Киев далеко перерос границы «Влади­мирова города». При Ярославе Мудром возводятся мощные зем­ляные валы высотой в четырнадцать метров, над ними поднима­ются деревянные стены. В Киев вело трое каменных ворот, главными из которых были «Золотые ворота» (1037 г.) — вели­чественная башня с надвратной церковью; говорят, что ее купо­ла были покрыты листовым золотом. Остатки Золотых ворот сохранились до наших дней. Княжеский терем, соборы и мона­стыри находились «на горе», а у подножия «на подоле» велся торг, там жили купцы, ремесленники и городская беднота.

Главные постройки видны были издалека. Все иностранные путешественники прославляли красоту древнего Киева, называли его вторым Царьградом. Киевский митрополит Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» так обращался к кня­зю Владимиру: «Встань, благородный муж, из своего гроба!.. Взгляни на город, величеством сияющий, на церкви цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, святыми иконами освящаемый, блистающий, овеваемый благоуханным фимиамом, хвалами и пением оглашаемый».

Красотой Киева был поражен внук Батыя, когда страшный завоеватель подошел со своими полчищами к стенам гряда, что­бы его разграбить.

А о киевском Софийском соборе, воздвигнутом при князе Ярославе, митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется по семь подлунном мире в полунощных странах от востока до запада».

Софийский собор был построен между 1017 и 1037 голами. Архитектура собора призвана была сделать наглядным и выра­зительным то новое представление о мироздании, об обществе и человеке, которое возобладало в XI веке. Это здание являло собой синтез византийской и древнерусской культуры. В основу сооружения был положен классический принцип византийского зодчества - храм крестово-купольного типа.

Христианская традиция трактовала храм как вместилище об­раза Бога, место вознесения к Творцу помыслами и сердцами, христиане считали, что Божий дух витает в церкви, там совер­шается молитвенное общение со Всевышним, поэтому храму не­обходимо большое внутреннее пространство. Таким и был храм крестово-купольного типа. Его основой являлось прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, членившими внут­реннее пространство здания на девять частей — нефов. Столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола. Барабаном называлась цилиндрическая или многогранная часть здания, которая венчалась куполом. Обычно барабан был прорезан окнами, через которые в церковь попадали сол­нечные лучи. Таким образом, центром храма было подкупольное пространство, залитое светом.

Примыкающие к подкупольному квадрату ячейки, перекры­тые цилиндрическими сводами, образовывали в плане крест. Угловые части перекрывались куполами или цилиндрическими сво­дами. Выгнутые треугольники в месте соединения столбов арка­ми назывались парусами.

С восточной стороны к зданию примыкали три «граненых» или полукруглых помещения — апсиды (абсиды). В средней ап­сиде размещался алтарь.

В западной части здания устраивались помещения второго яруса — хоры, где во время богослужения располагалась знать.

Нередко к такому зданию добавлялись еще два столба в за­падной части — нартекс (притвор) , тогда храм становился шестистолпным, а в случае надобности столбы прибавлялись и в поперечном на­правлении, тем самым создавались еще два межрядных прост­ранства, и храм из трехнефного превращался в пятинефный. Внешний облик церкви отражал ее внутреннее устройство: столбам соответствовали на фасадах плоские вертикальные высту­пы лопатки. Каждое членение (прясло) фасада завершалось полукруглой аркой — закомарой.

Собор Софии Киевской был задуман как главный храм со­здававшейся русской митрополии. Он был главным собором Ки­евской Руси, здесь происходило посажение на княжий стол и поставление на митрополичью кафедру. Своим величием храм символизировал силу и мощь державы, могущество Ярослава Мудрого. Здесь был провозглашен первый русский митрополит Иларион, При разгроме Киева Батыем в 1240 году собор раз­грабили. Он много раз горел и ремонтировался, подвергался переделкам. В 1685—1707 годы Святая София подверглась перестройке, в стиле украинского барокко, сильно изменившей внеш­ний вид храма.

Ярослав сам выбрал место для постройки церкви — поле за городом, где великий князь разбил печенегов.

В своем первоначальном виде собор представлял огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, окруженное одно­этажной открытой галереей. Двенадцать крестообразных в пла­не столбов делили храм на пять продольных нефов, централь­ный был вдвое шире других. Все пять нефов на востоке закан­чивались апсидами, из которых главная имела пятигранную фор­му. В ней помещался алтарь, в северной — жертвенник (место хранения хлеба и вина), в южной — диаконник (место хранения церковной утвари). На внутренние каменные столбы опиралась целая система арок, сводов и куполов, задающая пирамидаль­ную композицию храма. Стены собора завершались полукру­жиями (закомарами), а над ними возвышались тринадцать ку­полов (восемь низких, четыре средних, один — большой), сим­волизирующие Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Многоглавие — основное отличие храма. Как и пирамидальная компо­зиция церкви, оно присуще только русской архитектуре. Эти черты преобразили облик крестово-купольного храма, сделали его чисто русским. Они возникли из деревянного зодчества, в котором русские древоделы достигли небывалого мастерства; так, в Новгороде еще в X веке была построена тринадцатикупольная дубовая София Новгородская.

В строительстве Софии Киевской, как и в других монумен­тальных сооружениях Древней Руси, был применен своеобраз­ный прием каменной кладки. Собор сооружался из камня и осо­бого, очень широкого и плоского кирпича, называемого плинфой. Фундамент наружных стен делался из крупных камней на рас­творе, а внутренние - покоились на каменном фундаменте, сло­женном без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, строители применяли кладку со «скры­тым рядом», когда кирпичи были несколько утоплены в стену, а образовавшиеся промежутки замазаны раствором — цемянкой. Раствор готовился с добавлением толченого кирпича, при этом полоса раствора превосходила толщину кирпича примерно в три раза. Серый гранит, красноватый кварцит, оранжеворозовая плинфа. розовая цемянка придавали собору очень декоративный вид. Такая же кладка была и у Десятинной церкви и у других храмов Древней Руси.

Блестя свинцовыми куполами, прекрасная и величественная, Святая София возвышалась на крутом берегу Днепра. Откры­тые арки галереи связывали ее с окружающей природой, деко­ративные ниши, шиферные карнизы, цветовая гамма стен оставляли неизгладимый след в памяти и сердце русского человека.

Киевская София издавна почиталась на Руси как «церковь церквей», даже в более позднее время русские мастера воспроизво­дили этот храм в изображениях рая на иконах «О тебе раду­ется».

Но не только в Киеве в это время возводились прекрасные храмы. Вслед за киевским строятся Софийские соборы в Новго­роде и Полоцке (образ Софии-Премудрости Божьей был одним из самых популярных в искусстве того времени).