logo
очерки рус

Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.

Передача реальных страстей очень нравилась новгородцам. Психологическая многогранность образов Феофана отвечала стремлению художников изобразить «внутреннего человека», по­этому так велико влияние творчества Грека на новгородских мастеров. Это влияние прослеживается в росписях церквей Фе­дора Стратилата и Успения на Волотовом поле.

Воздействие творчества Феофана Грека заметно не только по фресковой живописи, но и в иконописи. Иконопись Великого Новгороду к тому времени уже была самостоятельным видом искусства и пользовалась истинно всенародной популярностью. Эти иконы поражают нас чистотой и сочностью красок, среди которых живописцы особенно любили пламенную киноварь. Ком­позиции просты и лаконичны. Святые изображались с крепкими фигурами и мелкими чертами лица, на иконе они располагались стоящими в ряд. Очень популярными у новгородцев были обра­зы, посвященные святым — покровителям различных хозяйствен­ных занятий. Сохранилась прекрасная икона, посвященная по­кровителям коневодства — Фролу и Лавру, на ней изображены святые в окружении стройных грациозных коней, так напомина­ющих сказочного Сивку-Бурку.

Среди новгородских икон особенно интересна одна, носящая название «Битва суздальцев с новгородцами» (вторая половина XV века). Она дошла до нас в нескольких вариантах. Это самое раннее произведение русской живописи на историческую тему. Здесь последовательно, в три яруса, ведется рассказ о реальном событии. В 1169 году суздальское войско во главе с князем Мстиславом напало на Новгород, тогда жители вынесли на сте­ны крепости икону Богоматери — «ЗнАмение». Суздальцы «застрелища» икону, тогда Приснодева повернулась ликом к городу и ослепила врагов, которых легко победили новгородцы. Тема, отражающая борьбу Новгорода за независимость, стала особен­но популярной в конце XV века, перед окончательным присоеди­нением города к Москве. Суздальцы на этой иконе, скорее всего, ассоциировались с москвичами. Изображение демонстрирует одну из характерных особенностей новгородской школы — стрем­ление увлечь зрителя яркой наглядностью повествования.

Не ме­нее интересна замечательная икона, созданная в 1467 году. Она называется «Молящиеся новгородцы» и написана по заказу нов­городского боярина Антипы Кузмнна. Боярин вместе со своим семейством изображен в нижней части иконы, взоры людей об­ращены в молении к «горнему миру», находящемуся в виде деисуса в ее верхней части. Такое гармоничное сочетание портретов вполне реальных людей и высших небесных сил типично для новгородской школы с ее стремлением к конкретности и прав­дивой выразительности. Благодаря этой иконе мы можем уви­деть, как выглядели знатные новгородцы. Все они в коротких одеждах, застегнутых спереди, и в длинных кафтанах, накину­тых на плечи. В композиции содержится намек на особое покро­вительство, которым, как считали новгородцы, они пользуются по сравнению с жителями других городов.

Замечательными были иконы Пскова. Их отличает не пла­менная киноварь, а насыщенный зеленый — любимый цвет псков­ских живописцев. Напряженностью и беспокойством проникнуты произведения псковичей. В большей степени эти качества при­сущи иконам XV века: «Собор Богоматери» и «Сошествие во ад».

В XII—XV веках Новгороду и Пскову принадлежало гла­венствующее положение в художественной культуре Руси, одна­ко искусство живописи достигло наивысшего расцвета не в этих городах. Подлинной столицей русской иконописи суждено было стать Москве. С восьмидесятых годов XIV столетия, когда утвер­дилось руководящее положение Москвы в русских землях, начи­нается расцвет местной школы живописи: Правда, до наших дней дошло совсем немного произведений того времени. Боль­шинство из них погибли во время разорения Москвы Тохтамышем в 1382 году.

Московская школа отличается от других тем, что в произве­дениях ее мастеров сочетаются христианские и народные худо­жественные традиции, эти работы отмечены преобладанием чи­стых, ясных, нежных тонов. Если в новгородской иконописи каж­дый цвет играет сам по себе, и усиливает другой своим противо­поставлением, то в московских образах цвета дополняют друг друга, их красота в согласованности, а не в контрастах. Пре­красным подтверждением этого служит икона коломенского письма «Борис и Глеб».

К началу XV века Москва заняла в Восточной Европе исклю­чительное положение и в политическом, и в культурном отно­шении. Византия, клонившаяся к закату, стояла на краю гибели. Московское же княжество крепло и разрасталось. Слава победы на Куликовом поле ассоциировалась с Москвой. Идеи общена­родного значения, высокое духовное превосходство выделяли ее

среди других городов. Ее роль становилась все более важной для стран Восточной Европы. Со всей Руси, из Византии, Сер­бии, Болгарии устремлялись сюда лучшие мастера живописи.