2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
Благодаря строительству каменных храмов появились на Руси прежде неизвестные виды изобразительного искусства — мозаика и фреска. Они пришли к нам из Византии, но на русской почве получили совершенно новое воплощение.
Чудесным мозаичным и фресковым великолепием славился собор Святой Софии в Киеве. Украшали храм греческие мозаичисты и живописцы, а ученики у них были русские, и воздействие русской культуры проявляется здесь очень явственно. Ни в одном византийском храме мозаика не соединяется с фреской, а такой богатый и сложный орнамент, столь щедро использовавшийся в украшении Софийского собора, больше нигде не встречается.
Каким же было внутреннее убранство самого прекрасного храма Киевской Руси? Блеск золота и камней, обилие украшений, «пестротины различные» поражали молящегося своей красотой. Мозаики и фрески на темы библейских и евангельских сюжетов покрывали почти все свободное пространство храма. Их расположение на стенах было строго фиксированным. Такое упорядоченное украшение храма называлось каноническим, то есть создаваемым по строгим правилам, которые были разработаны в Византии и до середины XIX века достаточно строго соблюдались на Руси.
Каноническое расположение сюжетов на стенах храмов было связано с тем, что здание церкви воспринималось средневековым человеком как уменьшенное повторение вселенной, модель мироздания. Собор — это символ неба и земли, ада и рая, поэтому, входя в храм, наш предок особенно остро ощущал весь огромный мир, в котором он жил. Он помнил, что когда-нибудь с востока придет Иисус Христос, чтобы судить людей, поэтому алтарь в храме всегда располагался в восточной стороне, В противоположной стороне — на западе, у входа, часто строилась крестильня (крещальня) как символ прихода людей в христианство. Четыре стены собора, объединенные под одной главой, ассоциировались в сознании древних христиан с четырьмя сторонами света под властью единой вселенской церкви. Таким образом, любая деталь храма и его внутреннее убранство имели символический характер.
Вполне естественно, что Софийский собор был украшен в строгом соответствии с каноном. Мозаики и фреска воплощали идею иерархии. А чтобы усилить воздействие, художники облекали ее в образы человекоподобных существ, создавая впечатление, будто обитатели небесных сфер обступают прихожанина, смотрят па него пристальным и требовательным взглядом. Наши предки говорили, что в Софийском соборе «Бог с людьми пребывает».
С высоты купола сурово взирал на землю широко раскрытыми очами Иисус Христос — Пантократор - небесный Вседержитель, верховный Судия /3/ Вокруг него располагались четыре архангела в одеяниях телохранителей византийского императора. Они — хранители трона и властители стихий — расположены по четырем сторонам света.
Под ними в простенках между окнами барабана — двенадцать апостолов, распространявших веру Христову «до края земли». Ниже — в парусах — четыре евангелиста пишут свои книги (как купол свода опирается на столбы при помощи парусов, так и вселенская церковь основывается на четырех Евангелиях, как на четырех парусах покоится единый свод, так и все четыре Евангелия проникнуты единым духом). На подпружных арках — изображение сорока мучеников, словно напоминание о том, что на их подвиге зиждется авторитет церкви. На широкой арке, входящий в алтарь, — архангел Гавриил с лилией в руке, справа—Богоматерь с пряжей — это сцена «Благовещения» (архангел сообщает Марии, что она должна родить Спасителя).
Одним из шедевров Софии является фигура Божьей Матери в образе Оранты /4/. Как и Христос Пантократор и вся подкупольная часть храма, Оранта выполнена в технике византийской мозаики. Фигура Марии помещена в конхе — внутренней сферическом части апсиды, которая символизировала место рождения Христа — Вифлеемскую пещеру. В молитвенной позе Оранта воздевает руки к Спасителю. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Синие одежды различных оттенков с черными складками как бы выступают из золотого фона. Богоматерь кажется окруженной сиянием.
Перед создателями Оранты стояли большие трудности, так как верхняя часть фигуры приходная на вогнутую поверхность апсиды, для того, чтобы не произошло искажения, необходимо было подобрать особые пропорции, и они были найдены за счет увеличения головы Оранты. Мерцающее золото фона создает впечатление некоего ирреального пространства вокруг Богоматери, Нет ни одного места в соборе, где оно казалось бы потухшим или матовым. Мастера расположили смальту под разными углами так, чтобы мозаика обладала наибольшей способностью поглощать и отражать солнечные лучи. Золотой фон переливается, сверкает, словно воплощая неземной свет, исходящий от Богоматери.
Русский человек узнавал в ней великую языческую богиню Берегиню-Рожаницу, она представлялась ему заступницей, оберегающей его и его землю от врагов, потому Оранта получила имя «Нерушимая стена». Благодаря тому, что подножие, на котором стоит Мария, изображено в обратной перспективе, прихожанин, стоящий внизу, не замечает удаленности изображения, не чувствует себя подавленным гигантскими размерами фигуры /5/, а напротив, словно ощущает присутствие Оранты рядом с собой.
Очень важное место в соборе Святой Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможность долго сохранять роспись, но она требовала от художника большого мастерства и четкости. На сырую штукатурку нужно было нанести контур рисунка и водяные краски. Малейшая неточность — и работа испорчена. Хотя во фресках не было яркости и блеска мозаики, но их отличала особая выразительность. Когда-то все стены и своды собора, пристройки, башни и галереи были покрыты росписями, но сегодня сохранилась лишь небольшая их часть /6/.
Среди фресок Софии есть изображения лиц, на которых лежит печать особой мягкости и человечности, в них запечатлены черты русского человека того времени. В Киеве высоко ценились человеческая доблесть и геройство. Само христианство на Руси приобрело небывалый жизнеутверждающий характер. Князья ставили воинские доблести выше христианского смирения, почитали физическую красоту. «Бяше красен, высок, лицом кругл», — так говорили о красивых людях той поры.
В росписи нашел отражение и реальный мир Киевской Руси. В западной части храма, где стоял на молитве князь, созданы картины дворцовых развлечений (в этом коренное отличие Софии от других храмов): сценки охоты на волка, барса, сцены на императорском гипподроме в Царьграде. Рядом изображение чисто русских эпизодов: здесь и кулачный бой, и цирковое представление, и пляски скоморохов. Мало того, исследователям удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. На одном сохранились лишь фрагменты изображения сыновей Ярослава (остальная часть фрески, в том числе и портрет самого Ярослава, погибла). Однако до нас в прекрасном состоянии дошла вторая фреска с изображением дочерей великого князя. Эти портреты дают представление об идеале женской красоты того времени: девицы круглолицы, румяны, большеглазы. Кроме того, фрески позволяют судить о том, как одевались люди на Руси. Князь носил, так называемое корзно. Оно имело форму плаща, сделанного из четырехугольного куска широкой византийской ткани, и по краям было обшито позументом или «кружевом золотым». На конце корзна, закрывавшем плечо, вышивали орла или крест. Застегивалось корзно драгоценной застежкой (запоной), а на груди вшивался богатый плат, украшенный самоцветами и золотом. Корзно носили поверх вооружения. Под корзно князь надевал кафтан, подпоясанный золотым, кованым, или мягким поясом. Верх шапки и сапоги украшались богатой вышивкой.
Корзно было преимущественно княжеской одеждой. Приближенные носили некоторое подобие корзна, но менее богатое. Простые люди — порты и длинную рубаху, поверх которой надевали короткий кафтан, подпоясанный кушаком. В зависимости от знатности и богатства рубахи шились и украшались по-разному, но узор почти всегда повторялся. Чаще всего на груди вышивали пять кругов, ворот и опястья (манжеты) покрывала более тонкая вышивка. В общем, одежда была одного покроя, отличаясь только материалом и украшениями.
Женщины одевались в длинные нижние одежды, покрытые сверху покровом (покрывалом), они носили плащи и обязательно богато расшитые платы на головах.
Греческие мозаичисты и мастера фрески принесли на Русь искусство, давно уже ставшее традиционным и каноническим, но под влиянием местных традиций, отвечая вкусам заказчиков и находясь в постоянном общении с русскими мастерами, учившимися у них, греки пошли навстречу эстетическим устремлениям своих хозяев. Так, чисто русское художественное начало пробивалось в искусстве, возникшем совсем в других землях. Поэтому мозаики и фрески Святой Софии, Михайловского Златоверхого монастыря, Десятинной церкви, Успенской церкви — все перечисленные храмы, украшавшие «мать городов русских», - это произведения и византийского, и русского искусства. К несчастью, с закатом Киевской Руси померкла «мерцающая живопись» — слишком дорогой была мозаика для удельных князей. На смену ей постепенно приходит фреска. Роспись дешевле, обладает более гибкой техникой, не ограничена набором смальты, поэтому более реалистична. В ней уже ясно прослеживается русское народное начало. Во фресковой живописи конца XI—начала XII века прославляется идеал красоты русского человека. Этот идеал мы узнаем в облике святого Николая из Михайловского Златоверхого монастыря: в мягких чертах лица, в добром и мудром взгляде, во всей статной его фигуре. Это лицо резко отличается от аскетических и суровых ликов византийского письма. За фреской — будущее русского монументального искусства.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: