Архитектура Строительство Московского Кремля.
Архитектура конца XV—XVI веков находилась на подъеме. Строились новые и восстанавливались старые храмы, возводились великолепные каменные дворцы и палаты. Для этого образовывались строительные артели.
С начала 1492 года приступили к реставрации сильно обветшавших построек Московского Кремля. «Третьему Риму» необходим был новый величественный Кремль, поскольку в старых стенах было так много временных заплат, что иностранцам они казались сделанными из дерева. Главный храм, в котором служили московские митрополиты, пришел в полную негодность, его соборные своды подпирали большими бревнами, иначе они могли рухнуть. Надо было создать на старом месте новый Кремль, отвечающий запросам Российского государства, перестроить старые храмы Ивана Калиты, Так Москва хотела подчеркнуть свою связь с традициями Древней Руси.
В 1471 году великий князь одержал победу над могучим соперником — успехом закончился поход Ивана III на Новгород. Победа над «Господином Великим Новгородом» должна была быть увековечена строительством нового Успенского собора в Кремле, который своим величием призван был превзойти Софию Новгородскую. Иван III и митрополит московский Филипп не жалели средств на строительство собора. Церкви были обложены дополнительными сборами, из чужеземного плена выкупили холопов - мастеров, знавших строительное дело. Подрядились строить собор бояре - отец и сын Ховрины, которые поручили руководить работами мастерам Ивану Кривцову и Мышкину. Зодчим было приказано построить храм по образцу Успенского собора во Владимире. Весной 1472 года началось возведение новых стен вокруг прежнего строения, потом старую основу разобрали, но через два года, когда здание подводили под своды, оно рухнуло.
Неудача со строительством Успенского собора объяснялась тем, что многие технические приемы, необходимые для возведения каменных зданий, были утеряны за годы татарского ига. Иван III послал за псковскими строителями, славившимися своим мастерством, но и они отказались продолжать столь сложное дело. Тогда великий князь повелел собрать лучших мастеров со всей Руси и обратиться к иноземцам.
В те годы в искусстве Европы главенствовала Италия. Иван III, не желая отставать от европейских монархов, пригласил к себе итальянских зодчих. В марте 1475 года государев посол в Венеции Семен Толбузин привез из Италии лучшего «муроля» - мастера каменного дела, знаменитого булонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти. Ему и было поручено строительство Успенского собора, а за образец велено было взять собор во Владимире.
Знаменитый зодчий, прежде всего, построил кирпичный завод по производству особо прочного кирпича; показал маэстро, как делать известку, которую наутро нельзя отколупнуть даже ножом. Архитектор охотно учил русских мастеров, работавших под его началом, которые тем самым приобщались к высоким достижениям итальянского Возрождения.
После закладки собора Фиораванти поехал во Владимир, потом побывал в Ростове, Ярославле, Великом Устюге и, возможно, в Новгороде, познакомился так с традициями и приемами русского зодчества.
Созданный Аристотелем Фиораванти великолепный Успенский собор — это произведение русского зодчества, ибо итальянский мастер в своем художественном творчестве исходил из классических достижений древнерусской архитектуры. Храм был закончен в 1479 году. Он стол не простым подражанием Владимирскому собору, а совершенно новым, самостоятельным произведением, более великолепным. Взяв за основу общие формы образца, мастер спрятал апсиды за угловые пилястры, что сделало фасад более строгим. В целом здание получилось торжественно величавым, в нем нет ни внешней пышности, ни бьющей в глаза декоративности. Успенский собор — воплощение силы и строгости.
Столь же строг и величествен храм внутри. Фиораванти удалось за счет прочных, но необычайно тонких стен и столпов, которые современники называли «древесными стволами», сделать церковь очень просторной. Она построена «палатным образом», то есть в ней свободно, как в палатах. В 1514—1515 годах собор расписывали художники школы Дионисия. Фресковая живопись была «вельми чудно и всякой лепоты исполнена». Современники очень высоко оценивали создание Аристотеля Фиораванти: «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностью, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимнрскиа церкви». Здесь была помещена Владимирская икона Богоматери.
Успенский собор стал не только главной церковью страны, но и образцом для подражания; его формы и пропорции много раз повторялись в русских храмах того времени.
В 1505—1509 годах была возведена усыпальница русских царей - самый большой в Кремле после Успенского Архангельский собор. Он был построен соотечественником Фиораванти Алевизом Новым, который по-своему истолковал особенности русского художественного мироощущения; в этом здании гораздо меньше национального своеобразия и одухотворенности. Архангельский собор внешне напоминает двухэтажное «палаццо», его отличала нарядность и пышный ренессансный декор.
Из русских мастеров особенно ценились псковичи, их трудами был возведен чудесный Благовещенский собор (1484— 1489 гг.). Храм служил домовой церковью великого князя и его семьи. Взяв за основу белокаменные владимирские соборы, псковские зодчие построили очень интимный изящный храм, подняв здание на высокий подклет (цокольный этаж) и окружив его обходной галереей. По сравнению с Успенским и Архангельским соборами, Благовещенский, кажется просто миниатюрным; однако мастера сумели придать ему величавость, увенчав пятью глазами. Снаружи храм украшен узорным поясом из наклонно поставленного кирпича («безенец») — это излюбленный прием псковских зодчих.
Восхитительно внутреннее убранство церкви. Ее украшает «Деисус» Феофана Грека, перенесенный из старого Благовещенского собора, а стены расписаны артелью живописцев под руководством Феодосия, сына Дионисия.
Иван III задумал полностью перестроить Московский Кремль, дабы показать тем самым силу и авторитет своего государства. Очень возможно, что в составлении планов перестройки Кремля принимал участие Аристотель Фиораванти, затем из Италии были выписаны еще несколько специалистов: Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и др. В 1485 году началось сооружение новых стен и башен Кремля.
Сначала была укреплена южная сторона. Антон Фрязин построил проездную башню, в которой был тайник для добывания воды, поэтому она получила название Тайницкой. В 1487 году в юго-восточном углу Кремля началось строительство Беклемишевской башни, которую возводил Марко Руффо, а в 1488 году Антон Фрязин поставил Свибловскую (теперь Водовзводная) башню в юго-западном углу Кремля. Построенные башни соединили стеной, благодаря чему была укреплена южная часть города, выходившая на Москву-реку. Чуть позже началось строительство других сооружений. С западной стороны Кремля выросли башни у Боровицких ворот, которые возводил Пьетро Солари, он же построил башню с восточной стороны у Константино-Еленских ворот и вывел стену от Свибловской до Боровицкой башни. В 1491 году вместе с Марко Руффо Пьетро Солари заложил на восточной стороне Фроловскую (ныне — Спасскую) и Никольскую башни. На Спасских воротах поместили надпись па русском и латинском языках, которая гласит: «Иоанн Васильевич, божией милостию великий князь владимирский, московский, новгородский, тверской, псковский, вятский, угорский, пермский, болгарский и иных и всея России государь, в лето 30 года государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Соларий, медиоланец, в лето от воплощения господня 1491». Тот же Солари возвел стену от Никольской башни до реки. Неглинной, а в 1492 году поставил там Собакину (теперь Угловая Арсенальная) башню. Далее строительство стен продолжил Алевиз Миланец. Он укрепил берег реки Неглинной и заложил в 1495 году последнюю, Троицкую башню. После завершения ее строительства было окончено возведение всего того комплекса укреплений, которым мы любуемся до сих пор, правда, башни не имели еще своих великолепных шатровых завершений, которые они обрели только в XVII веке.
Внутренний планировка Кремля сложилась после окончания строительства его стен.
В 1487—1491 годах ансамбль Московского Кремля был украшен Грановитой палатой, построенной Марко Руффо и Пьетро Солари. Большой зал с огромным столбом посередине служил для торжественных приемов и пиршеств. В конце XVI века Грановитую палату расписали фресками, покрыв ее от пола до потолка чудным русским узорочьем.
Еще в XIV столетии о Кремле была построена столпообразная церковь Иоанна Лествичника, а в 1505—1506 годах эту церковь разобрали, и на ее месте Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого, которую при Борисе Годунове надстроили, и над Кремлем вознесся восьмидесятиметровый храм-башня, обладавший изумительным совершенством пропорций. Храм, ставший главной вертикалью стольного града, организующий весь его сложный и прекрасный силуэт.
Московский Кремль — уникальное произведение русского зодчества. Застроенный белокаменными соборами, сверкающий золотом куполов и крестов, опоясанный новыми, приспособленными к «огневому бою» стенами с четким зубчатым силуэтом «ласточкина хвоста» Кремль был очень живописен. Его очертания поражали своим великолепием.
На другом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, был устроен громадный Государев сад, куда приходила гулять вся Москва.
От Соборной площади — центра Кремля — расходились радиусами улицы. Город рос очень быстро. Для защиты от захватчиков пришлось построить еще три кольца крепостных укреплений - четыре линии стен со ста двадцатью башнями опоясали Москву. Стольный град стал прекрасен и неприступен.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: