Творчество Симона Ушакова.
Наиболее горячими сторонниками первой концепции были «жалованный» царский иконописец Симон Ушаков и его друг художник Иосиф Владимиров. Они ставили живопись выше прочих видов «иконотворения» (то есть изобразительного искусства), потому что она «деликатнее и живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества». Ушаков написал «Слово к любителю иконного писания», где первым среди русских живописцев требовал от мастера правдивого изображения «как в жизни бывает», ссылаясь при этом на отражение в зеркале /20/. Однако Ушаков видел в искусстве гораздо больше, чем просто отражение действительности. Он писал, что образы, приносящие красоту,— это «жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей... бессмертия хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прошедших делах». Симон Ушаков был знаком с искусством современных ему западных художников, которые «всякие вещи и бытия в лицах представляют и будто живых изображают».
Друг Ушакова, художник Иосиф Владимиров написал «Трактат об иконописании», где самостоятельно развивал схожие положения, утверждая, что икона, в первую очередь, должна быть красивой. Он особенно протестовал против канонической иконописи. Почему, спрашивал он, надо писать святых на одно лицо, обязательно смуглыми и темновидными? Разве все люди одинаковы? Называя живопись «благообразным живоописанием», Иосиф подразумевал под этим художество, которое передает «богодарованую красоту» человека и его «живоподобный» образ.
Ярым противником подобного метода был знаменитый протопоп Аввакум — один из самых замечательных русских писателей XVII столетия.
«Живоподобные» образы вызывали у протопопа омерзение, он считал, что нет ничего хуже, чем «будто живые писать», утверждал, что в иконе священна даже доска, поэтому какое-либо изменение в ней — это святотатство. Лица снятых не могут быть похожи па лица обычных людей. В поощрении же подобных новшеств он обвинял патриарха Никона, хотя в этом вопросе позиция официальной церкви была столь же непримиримой. Никон пытался установить жесткую регламентацию иконописного дела, он даже требовал поругания икон, написанных не по «греческому чину». После падения Никона церковь продолжала исповедывать ту же идею. В 1668 году патриархи александрийский, антиохский и московским написали грамоту, в которой утверждали, что первый художник есть Бог, создавший человека «по своему образу и подобию», я живопись - зеркало, отражающее дела провидения.
В этой полемике впервые с такой определенностью были высказаны взгляды на искусство, заявлены два мироощущения. Однако ни одному из них не было отдано предпочтение, так как время первого еще не наступило, а второго - истекло. Неповторимость и своеобразие придавала живописи этого периода живая струя народного творчества, душа парода облагораживала ее, придавала нарядность, декоративность, сказочность. «Дивное узорочье» определяло тогда содержание русского искусства.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: