Берестяные грамоты
В 1951 году при раскопках в Новгороде, проводившихся под руководством одного из крупнейших археологов А. В. Арциховского, прямо на мостовой XIV века в щели между двумя плахами настила были найдены берестяные грамоты. Их оказалось шестьсот. Содержание — «будничная» переписка новгородцев: споры, нужды, пожелания, любовные признания и даже тетрадка мальчика Онфима, в которой он учился письму. Берестяные грамоты — это обрывки живой речи, дошедшей до нас из XIII— XIV веков. Буквы на грамотах процарапаны острым орудием, которое называли писало. Судя по грамотам, для новгородцев письменное слово было привычным средством общения. На стенах новгородских и псковских церквей нашли много надписей, процарапанных на камне. Наши предки верили, что такие «меты» на стене храма помогут им в беде. Многие ремесленники подписывали свои работы, на священном сосуде – потире -в 1449 году, мастер сделал надпись: «А делал Иван Фомин».
Издавна сосредоточием грамотности на Руси были монастыри, там составлялись летописи, переписывались книги, собирались огромные библиотеки. Монастыри уберегли русскую литературу от уничтожения захватчиками, а как только начался процесс освобождения от ига, в обителях опять стали вести летописи и переписывать новые книги. Они писались уже не на дорогом пергамене, а на гораздо более дешевой бумаге. Изменился и почерк писцов; чтобы ускорить свой труд, они стали использовать, так называемый, полуустав, а в XV веке возникла скоропись, вместе с которой исчезло однообразие в начертании букв. Буквы начали писаться слитно, концы их выходили за строки, появились «хвосты» и росчерки. И скоропись, и дешевая бумага давали возможность быстро изготавливать все больше книг.
Основное внимание уделяется в них теме освобождения и единения Руси.
В летописях рассказывается о страшной междоусобице, причем одно и то же событие отражается в местных сводах по-разному. Например, события Куликовской битвы очень подробно освещены в Московской летописи и очень скупо в Новгородской, так как новгородцы совсем не хотели возвеличивания Москвы. Однако в любой летописи, где бы и когда бы она ни составлялась, чьи бы политические интересы ни защищала, главной всегда выступала идея единства и борьбы против завоевателей, борьбы в защиту православия. В XIV—XV веках у летописцев появилась замечательная традиция: все составленные в этот период летописи открываются «Повестью временных лет». Столь трепетное отношение к этому памятнику объясняется тем, что автор считал обязательным установить единую цепь событий «с сотворения мира» до современности, кроме того, этим он подчеркивал величие и славу Русской земля. Часто в летописях сопоставлялись сегодняшние события с аналогичными событиями прошлого. Древняя Русь становилась идеалом, «классическим временем».
Литература этого периода непосредственно откликается на все события, происходящие в стране, развивается на основе идей, высказанных еще авторами Киевской Руси.
События татаро-монгольского нашествия и борьбы против него стали центральной темой литературы XIII—XV веков. Одним из самых интересных произведений на эту тему явилась «Повесть о разорении Рязани Батыем». Разорение Рязанской земли, считает автор повести, — это наказание божье за грехи людей. В «Повести» много рассказов о борьбе рязанцев за свободу. Чуден рассказ о рязанском князе Федоре Юрьевиче и его жене Евпраксии, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы не попасть в лапы к захватчикам. «Повесть» сохранила имя богатыря, сразившегося с войсками Батыя, — Евпатия Коловрата.
Появляются произведения, посвященные борьбе против шведских и немецких интервентов. Это повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте; эти люди стали любимыми героями русского народа.
Зачином «Повести об Александре Невском» служит «Слово о погибели Русской земли» — одно, из самых загадочных сочинений того времени. Само «Слово» - начало какого-то крупного произведения, которое (судя по совершенству формы и глубине содержания) было великим созданием русского ума и таланта.
«Слово» восхищает своим поэтическим пафосом и глубоким патриотизмом. Оно было настолько популярно среди книжных мужей, что они очень часто использовали его как зачин своих произведений.
После победы на Куликовом иоле стало складываться единое государство под эгидой Москвы. Русская литература в это время поднялась на очень высокую ступень развития. Сильное влияние оказывали на нее связи с южными, славянами и погибающей Византией. Южнославянские книжники шли на Русь, а русские - в Афон и Константинополь, где работали во взаимном сотрудничестве. Под влиянием византийской и южнославянской литературы появился так называемый «экспрессивно-эмоциональный» стиль, в котором звучала торжественная патетика, речь украшалась риторическими оборотами («словоизвитием»). Писатели таким способом хотели передать возвышенность состояния, которое возникало у них в молении. Вера противопоставлялась земному миру с его тяготами и лишениями, В «чистоте и святости» христианского учения воплощались высокие идеалы развития человеческого духа.
Под влиянием Куликовской битвы появился целый цикл произведений, прославляющих победу русского народа. В него входит знаменитая «Задонщина», возникшая в первые месяцы после Мамаева побоища, автором которой был «Софоний старец рязанец». Образцом для Софония послужило «Слово о полку Игореве», но «Задонщина» отнюдь не подражание «Слову», а оригинальная эпическая поэма. Со «Словом» «Задонщину» связывает, прежде всего, общая идея: в эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чем мечтал автор «Слова о полку Игореве» — русские князья объединились перед лицом вражеского нашествия. «Съехалися все князья русския к великому князю Дмитрию Ивановичу на пособь»: Важно и то, что понятие Русской земли в «Залонщнне» уже ассоциируется с понятием Московского княжества. Есть еще одна важная идея, весьма популярная в то время, — это мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью.
Не менее популярно было «Сказание о Мамаевом побоище». В нем пересказаны реальные события Куликовской битвы и даже сохранено имя одного из героев сражения — Юрка-сапожник. В «Сказании» князь Дмитрий Донской изображен благочестивым мужем, ведущим борьбу во славу православную. Рассказывается в «Сказании» и о благословении войска князя игуменом Сергием Радонежским.
- Санкт-петербургский колледж n 1 имени н.А. Некрасова
- Тема V 49
- Тема VI 65
- Раздел II 79
- Предисловие
- Раздел I
- Введение.
- Основы древнерусской художественной культуры
- Язычество.
- Тема I художественная культура руси IX— первой половины XII века Крещение Руси.
- Двоеверие.
- Десятинная церковь.
- Тема II художественная культура киевской руси.
- Архитектура Архитектура Киева.
- Архитектура Великого Новгорода.
- 2. Изобразительное искусство Убранство Киевского Софийского собора– каноническое убранство храма.
- Иконопись.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Литература
- Тема III русская культура второй половины XII-первои половины хпi века
- Архитектура
- Архитектура Ростово-Суздальского княжества.
- Изобразительное искусство Фресковая живопись храмов Владимира и Новгорода.
- 3. Литература
- Тема IV русская художественная культура второй половины XIII— XV веков
- Архитектура Архитектура Новгорода.
- Архитектура Пскова.
- Изобразительное искусство Иконы Новгорода.
- Новгородский период творчества Феофана Грека.
- Влияние творчества ф. Грека на новгородскую иконопись.
- Московский период творчества ф. Грека.
- Иконостас.
- Искусство Андрея Рублева.
- 3. Литература
- Берестяные грамоты
- Сергий Радонежский
- Тема V русская культура конца XV—XVI веков
- Архитектура Строительство Московского Кремля.
- Зодчество XVI в.
- Изобразительное и прикладное искусство Творчество Дионисия.
- Иконопись XVI в.
- Строгановская школа иконописи.
- Появление скульптуры; прикладное искусство.
- 3. Начало книгопечатания
- Литература
- Тема VI русская культура XVII века
- Архитектура Русское деревянное зодчество.
- Нарышкинское барокко.
- Живопись, скульптура, прикладное искусство
- Творчество Симона Ушакова.
- Прикладное искусство.
- Фрески Ярославля.
- 3. Письменность, литература, театр
- Раздел II программа учебного курса «история русской художественной культуры IX—XVII веков»
- 1 Тема; Вводное занятие — 1 час
- 2 Тема: Язычество древних славян — 2 часа
- 3 Тема: Крещение Руси — 2 часа
- 4 Тема: Искусство Византии — 4 часа
- 5 Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа
- 6 Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа
- 7 Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час
- 8 Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час
- 9 Тема: Феофан Грек — 2 часа
- 10 Тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа
- 11 Тема; Андрей Рублев.— 2 часа
- 12 Тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
- 13 Тема: Дионисий — 2 часа
- 14 Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа
- 15 Тема: Литература XVI века— 1 час
- 16 Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа
- 17 Тема: Архитектура XVII века — 2 часа
- 18 Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа
- Возможные темы рефератов, докладов, семинаров
- 7 Тема
- 12 Тема
- 13 Тема
- 14 Тема
- 15, 16, 17 Темы
- Примечания.
- Использованные илюстрации: