logo search
очерки рус

Тема II художественная культура киевской руси.

В конце IX века было образовано государство, получившее название Киевская Русь. Под властью князя Владимира и его сына Ярослава, прозванного современниками Мудрым, собра­лись огромные земли. До этого времени никогда не существовало подобного объединения славянских племен. На севере Киевская Русь граничила со Скандинавией, на западе — с Германией, на

Юге — с Царьградом, на востоке — с Хазарами. Киев располагал мощной армией, совершавшей походы, укреплявшие и расши­рявшие его границы, приносящие ему богатства. Русские дру­жины стояли под стенами Константинополя, громили Хазарский каганат, защищали от набегов кочевников границы Руси, появ­лялись на Северном Кавказе и в Малой Азии. Византия трепе­тала перед киевским князем, чехи и поляки искали с ним друж­бы, Рюриковичи роднились с царствующими домами Европы: дочери Ярослава Мудрого стали женами королей Франции, Венг­рии, Норвегии, внучка Евпраксия вышла замуж за императора Священной Римской империи.

Все это способствовало расширению и развитию контактов Руси с другими странами, содействовало расцвету русской куль­туры. До нашествия татар наша Родина не уступала в своем развитии большинству стран Европы, а культурный обмен с ними был обоюдным и равноправным. Этому способствовала также и принадлежность Руси к христианскому миру.

Благодаря торговле шел обмен изделиями искусных ремесленников, предметами прикладного искусства, а следовательно, техническими приемами. Русские ювелирные украшении высоко ценились на западе; по всей Европе были знамениты так назы­ваемые «русские замки». Недаром в летописи об изделиях рус­ских ювелиров говорится: «многие приходящие из Греции и дру­гих земель говорили, что нигде не видели красоты такой». Дале­ко за пределами Руси была известна сталь оцел и харамуг. Вы­соко ценилось русское оружие и кольчуги.

Отдельные славянские фольклорные мотивы (например, свя­занные с образом Ильи Муромца) нашли отражение в сканди­навском и немецком эпосе. На Западе были известны русские летописи, которые использовались при составлении латинских хроник.

Благодаря принятию христианства расширилось поле дея­тельности для приложения творческих сил. Искусство решало задачи большого государственного масштаба. Главная идея древ­нерусского искусства — воспитание людей в духе покорности вла­сти и укрепление авторитета Священного Писания, прославление не «твари земной», а ее Творца, не земной, а загробной «вечной» жизни, не человека, но Бога. Однако художники, изображая мир, утверждали в нем человеческое начало. Самому Богу, его проповедникам придавали, человеческий облик, в отличие от язы­ческого искусства, где в центре эстетики стояла обожествленная природа. Новое искусство утверждало гармоничность мироуст­ройства. По сути, в произведениях мастеров Древней Руси отра­жается восприятие действительности как стройной упорядочен­ной системы, где все разумно и взаимосвязано. Древнерусский художник отвечал себе и своим современникам на важнейшие мировоззренческие вопросы, пытался проникнуть в тайну прош­лого и будущего, осмыслить добро и зло. Поэтому изучение ху­дожественной культуры Древней Руси — это изучение мыслей и чаяний ее народа, это попытка поставить себя на место нашего предки, увидеть мир его глазами.

Огромное влияние на древнерусскую культуру оказало ис­кусство Византии, бывшей в IX—X веках самой передовой стра­ной Европы, находившейся в зените своего расцвета.

Еще задолго до крещения Руси наши предки могли познакомиться с роскошной и утонченной культурой Византии. Бабка Владимира Ольга была в Царьграде и убедилась, каким образом искусство может служить возвеличиванию государя. Басилевс Византии Константин принимал ее в главном покое императорского дворца — триклинии Магнавры; там находился золотой трон Соломона, окруженный золотыми деревьями с поющими на них птицами. По бокам трона стояли золотые рыкающие львы. Басилевс мог подниматься на своем сидении до потолка, одежда при этом на нем менялась. Естественно, что на Ольгу подобное зрелище должно было произвести большое впечатление. Византийская художественная система лучше всякой другой прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной власти. :

Однако искусство империи не переносилось слепо на русскую почву. Византийская традиция была великой и древней, но она дряхлела без живительного родника народной культуры. Рус­ское народное творчество внесло в эту древнюю традицию доб­рые, жизнелюбивые устремления, которые пронизывали и рели­гию, и искусство.

Все искусство Киевской Руси отличает цельность и единство стиля, на нем лежит отпечаток величия, роскоши и пышной кра­соты - это влияние византийской традиции, в соответствии с которой красота определялась богатством и разнообразием от­делки.

Характер киевского искусства менялся вместе с изменениями общественных условий: если художественная культура древних славян IX—X века л период создания централизованного госу­дарства ограничивалась в основном областью ремесла, в ко­тором русские мастера достигали небывалых успехов, то в XI веке — в период расцвета Киевской Руси, появляются новые виды искусства. Возникают каменная архитектура, мозаика, ико­нопись, литература, книжная миниатюра. Призваны они были выполнить важнейшую задачу - прославление мощи, силы и не­зыблемости княжеской власти и государства.