logo search
очерки рус

Десятинная церковь.

Однако вернемся к моменту принятия православия. Влади­мир начал проводить политику христианизации очень последовательно. «Нача ставити по городам церкви и попы», повелел «поимати у нарочитые чади дети» и отдавать их в «учение книж­ное». В Киеве была воздвигнута церковь Успения Богородицы (989—996). Она называлась еще Десятинной, потому что одну десятую часть своих доходов князь теперь отдавал церкви. Этот храм был великолепен, двадцать пять его глав возносились над Киевом. Церковь возводили византийские мастера, специально приглашенные Владимиром; тогда считалось, что греки наибо­лее искусные в каменном строительстве. Стены храма покры­вала роскошная византийская мозаика, наборные полы с узора­ми в виде кругов поражали своим великолепием. До XIII века Десятинная церковь была главным украшением Киева, но во время захвата Киева татарами, в 1240 году, она рухнула, погре­бая под собой тысячи людей, спасавшихся под ее сводами от воинов Батыя.

Итак, Владимир Креститель (после смерти церковь причис­лила его к лику святых) принятием христианства решил задачу объединения государства, в котором существовали племена с различными культурными традициями и с разными божествами. Южная и северная Русь отличались друг от друга и экономиче­ским укладом, и формами правления. Необходимо было преодо­леть эти различия во имя строительства единого государства, во имя приобщения страны к культурным богатствам челове­чества. Христианство и оказалось тем цементирующим материа­лом, который помог построить цельное государство и вывести Русь в ряд мощных и могущественных стран с богатыми куль­турными традициями.

У языческой Руси был свой, высокий по тем временам, уро­вень материальной, духовной и художественной культуры: пись­менность, зодчество, живопись, развитые ремесла, знания об окружающем мире. И все же христианизация привела к сущест­венным изменениям всей культурной среды, качественному скач­ку, перевороту в жизни наших предков.