logo search
очерки рус

Иконостас.

Летом 1405 года Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами — Прохором с Городца и Андреем Рубле­вым— роспись московского Благовещенского собора. Роспись не сохранилась, так как собор перестраивался, но уцелел иконо­стас (самый древний из дошедших до нас), который был пере­несен в заново построенный храм. Здесь необходимо сказать, что же такое иконостас, поскольку он является обязательной принадлежностью церкви с конца XIV века и до наших дней. Его создание - достижение древнерусской культуры, появление нового вида монументального искусства.

Византия, которой Русь обязана распространением монумен­тального искусства и иконописи, не знала иконостаса ( от греч. - место стояния) – вид монументального искусства. Стройное гармоничное целое со строгой иерархией образов. Перегородка с рядами  икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма.

В грече­ских храмах алтарь отделяла от молящихся лишь невысокая преграда, на Руси же она превратилась в стену из икон, возвы­шающуюся перед алтарем. Иконостас — единое гармоничное це­лое со стройной иерархией образов. Постепенно на него перено­сится система росписи православного храма, характерная для Византии, с Христом Пантократором в куполе, утверждающая иерархию небесных сил.

В центре иконостаса находятся царские врата, ведущие к алтарю. Образа располагаются в строгом порядке. На нижнем ярусе помещаются местные иконы святых или праздников, ко­торым посвящен храм, в центре -главный ряд с деисусным чи­ном: Христос на троне, а по бокам на отдельных досках Мария и Иоанн Предтеча, с наклоненными в сторону Иисуса головами и протянутыми к нему руками. Это ядро деисуса было заимство­вано, в Византии, а на Руси превратилось и длинный ряд изо­бражений святых, молящих Христа о спасении.

Выше главного яруса располагаются иконы, посвященные христианским праздникам, а еще выше — иконы с пророками и праотцами.

Считается, что Феофан Грек написал главную центральную часть деисуса—-иконы Спасителя, Богоматери и Иоанна Пред­течи. Это великое произведение монументального искусства. Фи­гуры деисуса изображены на двухметровых досках, что придало иконостасу внушительность и грандиозность. Идея заступниче­ства, столь характерная для русского мироощущения, становится основной во всем убранстве храма. Фигуры деисуса написаны Феофаном мягко и пластично, от них исходит ощущение спокойной сосредоточенности, созерцательности. Иконы изумительно красивы благодаря яркому, насыщенному колориту.