logo search
очерки рус

Сергий Радонежский

С XV века появляется новая житийная литература. Ее отли­чает возвышенный панегирический стиль, обильно украшенный эпитетами, цветистыми выражениями, обилием цитат из Свя­щенного писания. Искусным агиографом, писавшим этим стилем, был Епифаний Премудрый. Он называл его «плетением словес». Епифанием Премудрым были написаны жития многих извест­ных людей того времени. Лучшие из них — это жития Стефания Пермского — просветителя зырян (коми) и Сергия Радонеж­ского. Епифанпй провел в Троице-Сергиевом монастыре около тридцати одного года, знал на протяжении шестнадцати лет Сергия Радонежского, был глубоко образованным человеком, изучил несколько языков. Троицкий монастырь с его книжной культурой явился главной духовной школой для Епифания, так же как и для его современника Андрея Рублева. Поэтому житие Сергия написано с достаточной долей документальности и, вместе с тем, с теплым лирическим чувством. Первый игумен Троице-Сергиевой обители был самым почитаемым человеком на Руси. Особенно его любили и чтили в Москве. Совсем еще, мальчиком Сергий (в миру - Варфоломей) вместе со своим бра­том ушел в глухой лес и основал неподалеку от Москвы на ме­сте скита Троицкий монастырь, в котором провозгласил и утвер­дил идею, что человек должен кормиться от рук своих. Игумен выполнял самую тяжелую, «грязную» работу. А самое главное, мирил русских князей, разделяемых непримиримой враждой, проповедовал мир и любовь во славу Святой Троицы. Именно поэтому за благословением к нему пришел Дмитрий Донской; Сергий предрек русскому воинству победу над Мамаем и дал московскому князю двух схимников — Пересвета и Ослябю. Этим самым Сергий пошел на нарушение церковных канонов. Ведь схимникам запрещено было брать в руки оружие. Но святой отец послал монахов на битву для того, чтобы создать уверен­ность у войска, что битва эта священна, что умершие здесь при­дут в рай. Велико значение Сергия как символа нравственного совершенства для нас. Недаром по решению ЮНЕСКО мир от­мстил в 1992 году память Сергия Радонежского.

Во второй половине XV века русская литература сделала существенный шаг вперед. Появился новый литературный жанр - сюжетная повесть. Ее особенностью было то, что в ней действо­вали вымышленные герои. До XV века в древнерусской лите­ратуре все герои были реальными людьми, жившими, в описы­ваемое время и участвовавшими в действительно происходивших событиях. Теперь ситуация изменилась — появились вымышлен­ные сюжеты с вымышленными персонажами.

Самой известной была «Повесть о Петре и Февронии», рас­сказывающая о любви простой крестьянской девушки и князя, основанная на сказочном сюжете о силе чувства и фантастиче­ских приключениях героев. Эта повесть демонстрирует, как раз­вивалось в Древней Руси художественное мышление, как автор старался заглянуть в душу человека, проникнуть в его пережи­вания.

Были популярны на Руси и «Хожения». Особенно известно «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. В отличие от паломников, отправляющихся в «святую землю», Афанасий Никитин - светский человек, купец - задумывает пу­тешествие на Восток для того, чтобы начать там торговлю, а на вырученные деньги привести товары заморские. Рассказывает он о многих странах и городах, сообщая разнообразные реаль­ные сведения и фантастические вымыслы, а самое главное, го­ворит не только о путешествии, но и о самом себе, что практи­чески не встречалось в средневековой литературе.

Тема Русской земли, ее красоты и силы, ее героической борь­бы против иноземцев была главной в искусстве и литературе данного периода. Любовь к своему Отечеству и сделала их столь прекрасными.