logo search
очерки рус

Изобразительное искусство Иконы Новгорода.

Время, о котором идет речь, по праву считается «золотым веком» древнерусской живописи. В этот период складываются местные школы, и наиболее самобытной из них была новгород­ская, открывшая одну из блестящих страниц мировой живописи. Сохранившиеся иконы доказывают это неопровержимо. Новго­родскую икону отличает яркая образность - отождествление че­ловеческих страстей и порывов с силами природы, декоратив­ность - она «хитро сработана» и ярка благодаря любви новго­родцев к звонким и чистым цветам.

Новгородская школа развивалась как на базе местных тра­диций, так и на основе византийского и киевского домонголь­ского искусства. В конце XIV—XV веке новгородское искусство уже создавалось безо всякого участия иноземных мастеров, поэ­тому его отличала чисто местная самобытность. Это хорошо вид­но на примере иконы Николая Чудотворца из новгородского Духова монастыря. Николай Мирликийский был епископом из Малой Азии, культ которого получил особое распространение на Руси. Здесь святой Николаи превратился в любимого народом заступника и покровителя обездоленных. На иконе изображен Чудотворец с тонким изможденным ликом, причудливо изогнутыми бровями и фанатичным взглядом. Образ явно создавался по византийским канонам, но икону новгородского мастера от­личает колорит, строящийся на сочетании ярких контрастных цветов, и активизация линейного начала. Все эти черты станут в дальнейшем характерными для новгородской живописи.

Другой образ Николы, который носит название «Никола Липный», так как он происходит из Липенского монастыря, что близ Новгорода, совершенно уникален. Икона написана в 1294 году мастером Алексой Петровым. Необычность ее, прежде всего, за­ключается в том, что это первое произведение русской иконопи­си, имеющее подпись художника.

Здесь изображен, уже не византийский святой, а исконно рус­ский человек. Милость и снисхождение сулит его взгляд. Икона очень декоративна и орнаментальна. Живописные приемы, ко­торые использует Петров, близки к народному искусству. Нимб Николы изображен как драгоценный венец, покрытый затейли­вым узором, риза святого и оклад Евангелия с необычайной тща­тельностью изукрашены орнаментом. Мышление новгородского художника весьма конкретно, в его искусстве много «наблюден­ного». За спиной святого — Христос и Богоматерь, они не парят в воздухе, а прочно стоят на поземе. Вряд ли в каких-либо еще древнерусских иконах можно найти такое изображение Христа — он бос. Кроме Спасителя, Марии и Николы на иконе изображен деисусный чин, состоящий из четырнадцати традиционных и четырна­дцати особо почитаемых в Новгороде, как покровители хозяйст­венной деятельности, святых. В этих образах отразился практи­цизм истинного новгородца, тесно связанного с интересами и заботами горожан.

«Своеобразным бунтом против византийской традиции» на­звал известный русский искусствовед В. Н. Лазарев икону «Свя­той Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», написанную в конце XIII.века, С этой иконы начинается большая серия краснофигурных новгородских образов. Красный цвет, символизирующий Божественный свет, энергию, становится основным в колорите многих икон, отразивших любовь новгородцев к ясным и чистым краскам.

Новгородская живопись XIII—XIV веков очень реалистична. Это связано с распространением в Новгороде и Пскове идей, на­правленные против официального вероучения. Такие идеи назы­вались «ересями». Наибольшее распространение в Новгороде и Пскове получила ересь стригольников; они назывались так по­тому, что при посвящении в ересь неофитам остригали волосы. Стригольники считали, что религия - это внутреннее дело каждого и основное внимание уделяли своему духовному состоянию. Они учили, что религия во всей своей полноте доступна любому человеку, а не только особой касте церковников, что понимание религии должно быть основано на разуме, а не на вере в необъ­яснимое. Ими решительно осуждалось мздоимство церковников, отрицалось право священников быть посредниками между Богом и людьми, Стригольники не признавали причастия, отвергали исповедь и обряды, связанные со смертью, считая, что они про­тиворечат сущности христианства, призывали народ не исповедываться у попов, а каяться в грехах «матери сырой земле». Стригольники отрицали Троицу, поэтому в назидание еретикам по заказу церкви была написана икона «Отечество», где сурово утверждалось единство Бога-Отца, Бога –Сына и Бога-Святого духа. Церковь жестоко преследовала недовольных, но эта ересь про­существовала почти двести лет. До нашего времени не дошло ни одного памятника, который с уверенностью можно отнести к стригольничеству. Их книги и иконы безжалостно уничтожались, однако искусство Новгорода и Пскова буквально пронизано ду­хом свободомыслия, свидетельствующим о широком влиянии ере­тических идей. В творчестве художников пробуждается интерес к внутреннему миру человека или, как выражались в старину, «внутреннему человеку». К середине XIV века новгородская школа достигла подлин­ной зрелости. Без образов не обходилась ни одна деревянная церковь, все явственнее проступала ведущая роль иконописи в древнерусском искусстве. Особо почитаемой была икона в Новгороде, здесь довольно рано стали относиться к ней как к истинной драгоценности, как к святыне, на которую надо смот­реть с благоговением, и вместе с тем любоваться «певучестью» очертаний и звонким, веселящим душу колоритом.

Поэтому в творчестве художников-монументалистов ярко про­являются свойства иконописи. Расписывая стены церкви, мастер как бы увешивал ее иконами. В летописях так и сказано о ху­дожнике, расписывавшем церковь: «украсил ю иконами», хотя речь идет о фресках.