logo search
очерки рус

Иконопись XVI в.

На иконопись большое влияние оказывала государева власть и церковь. Церковные соборы устанавливали каноны, которые должны были неукоснительно соблюдаться; мало того, церковь ввела строгий надзор не только за иконописью, но и за самими иконописцами, за их частной жизнью и поведением. Стоглавый собор 1551 года требовал от мастеров строгого следования утвер­жденным церковью древним образцам, схематическим прорисям изображения определенного иконописного сюжета, у каждого иконописца имелся сборник таких прорисей-образцов, которым он должен подражать. Все это приводило к ограничению свободы творчества, и произведения становились однообразны­ми, перегруженными деталями.

И все-таки в середине XVI века в русском изобразительном искусстве появились новые веяния, вызванные стремлением со­четать канон и реальность, что спровоцировало яростные про­тесты консерваторов. Так, например, дьяк посольского приказа Иван Михайлович Висковатый был возмущен непонятными сю­жетами новых икон Благовещенского собора в Кремле. Его него­дование вызвало то, что художник написал образ Христа по собственным «мудрованиям», мало того, рядом со Спасителем изобразил «пляшущую женку». Однако новые веяния были на­столько сильны, что церкви приходилось с ними считаться. Сто­главый собор вынужден был разрешить изображать на иконах «цари и князи и святители и народи», а также «бытийное пись­мо» {то есть исторические сюжеты).

Вот в такой новой манере Феодосии, сын Дионисия, расписал Благовещенский собор Московского Кремля, Фрески храма про­никнуты идеей преемственности власти московских князей от князей киевских и византийских императоров. Басилевсы и рус­ские правители в великолепных пышных одеждах смотрят на нас со стен собора. Вся роспись очень торжественна и напоми­нает по стилю фрески Ферапонтова монастыря.

Усиление государственной и религиозной пропаганды привело к тому, что традиционный порядок росписей православного хра­ма был нарушен. Во многих фресках того времени появляются реальные исторические лица, например в соборе Свияжского монастыря, построенном в память завоевания Казани, изобра­жен Иван Грозный. Но, самое главное, на первый план начинает выступать идея возмездия, которым церковь угрожает человеку за его грехи. Поэтому центральным мотивом росписей становит­ся сцена Страшного суда.

Государственные и церковные идеи находили свое воплоще­ние и в иконописи. Большая икона «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство», написанная в середине XVI века, создана именно для этой цели. Появилась она в связи с победой над Казанью, Торжественно и. ярко в ней представлен триумф русского оружия; ряды всадников с копьями и хоругвями на­правляются к Богоматери, восседающей на троне, навстречу им стремительно летят ангелы с победными венцами в руках. Воз­главляет войско покровитель воинов — архангел Михаил, скачу­щий на крылатом коне, а за ним следует прекрасный юноша — молодой Иван Грозный,

В нижней части иконы расположена река, которая символи­зирует религию как источник жизни. Она делится на два рукава, один из которых наполнен влагой, что означает живительность православной веры, а другой пуст — символ бесплодности, от­ступничества и неверия.