logo search
очерки рус

Появление скульптуры; прикладное искусство.

Кроме живописи широкое распространение получили при­кладное искусство и скульптура. Прикладное искусство с конца XV и весь XVI век переживает блестящий расцвет. Отовсюду в великокняжескую Москву стекаются ювелиры, резчики, литейщики. В царских и митрополичьих мастерских они создают ве­ликолепные предметы для украшения дворцов и храмов. Рос­кошь и пышность их творений отражают вкусы двора, церкви и самого великого князя.

Художественные ремесла процветали на Руси в домонголь­скую пору, во времена татаро-монгольского ига они почти ис­чезли. Мастерские были сожжены, а мастера уведены в полон, многие технические приемы забылись. Лишь через два-три, сто­летия прикладное искусство вновь расцвело в Российском госу­дарстве. Самые великолепные произведения создавались при Оружейной палате Московского Кремля. Мастера золотых и се­ребряных дел достигли высокого совершенства в технике черне­ния серебра, чеканки, финифти. Ювелирное искусство в XVI ве­ке стояло па высочайшем уровне. Примером может служить великолепное золотое блюдо, выполненное к свадьбе Грозного с княжной-черкешенкой Марией Темрюковной (1561 г.). В тон­чайшем орнаменте блюда видна рука талантливого и вдохно­венного мастера.

В это же время на Руси начинает распространяться скульп­тура. Чаще всего изображения делались из дерева, поэтому очень плохо сохранились. До наших дней дошли скульптуры Николы Можайского и Параскевы Пятницы.

Ваяли и из камня. Известный зодчий и скульптор В. Д. Ермолин по велению Ива­на III исполнил в 1462—1469 годах две монументальные компо­зиции из белого камня — «Георгий на коне» (в образе змееборца) и «Дмитрий Солунский». Ими были украшены Спасские ворота Кремля. Сохранилась лишь скульптура народного героя Георгия Победоносца, которая стала символом Москвы. Однако круглая скульптура была тогда еще мало распространена, го­раздо шире использовался плоский рельеф, который отвечал древнерусской художественной традиции с ее любовью к узо­рочью. В технике плоского рельефа русские резчики достигли небывалого совершенства. Одним из великолепных произведении такого рода является «Царское место» или «Мономахов трон» (1551 г.), установленный в Успенском соборе Кремля. «Царское место» — это небольшой каменный шатер, в котором Грозный молился во время торжественных богослужении. В этом произ­ведении отражено стремление сочетать строгий церковный ка­нон с реальной жизнью. Резные кокошники шатра, орнаменталь­ная вязь надписей по карнизу, объясняющая изображения, дела­ют «Царское место» очень декоративным, придают ему узорча­тость, которая так близка к народной резьбе. Изображения вы­полнены в технике низкого рельефа и утверждают преемствен­ность власти русских царей от византийских императоров. На рельефах представлены сюжеты из истории Руси, например «Вы­ступление в поход князя Владимира Мономаха». Фигуры доволь­но реалистичны и блестяще передают черты отдельных харак­теров.

Талантливые русские резчики создавали прекрасные царские врата и резные композиции иконостасов, украшавших многие храмы того времени.

В XVI веке получает свое дальнейшее развитие искусство вышивки. Правда, и здесь техника меняется, почти исчезает шитье цветными шелковыми нитями и заменяется на металли­ческое - золотыми и серебряными проволочками. Вышивки укра­шаются жемчугом, драгоценными камнями. Получает распрост­ранение техника шитья «в прикреп», когда драгоценный проводок не прошивает ткань, а прикрепляется к ней простой нитью. Рус­ские вышивальщицы обыкновенной иглой создавали несомнен­ные шедевры. Особенно хороши были произведения лицевого шитья, такие как пелена «Явление Богоматери Сергию и еван­гельские сцены» (1525 г.) или плащаница из Троице-Сергиева монастыря.

Вместе с лицевым шитьем получило распространение и деко­ративное шитье жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Так расшивались царские одежды и церковное облачение.

В прикладном искусстве XVI века гораздо сильнее, чем в прошлые периоды, ощущается влияние народного творчества. Широко славились новгородские серебряники (их в Новгороде было более двухсот), художественные мастерские Сольвычегорска и Великого Устюга. В них создавались пышные и роскош­ные произведения, которые очень привлекали знать и церковь. К царскому двору приезжали серебряники и чеканщики, мастера по литью колоколов и пушек. Одним из лучших литейщиков был Андрей Чохов, им изготовлена знаменитая Царь-пушка с изо­бражением конной фигуры царя Федора Иоанновича в обрамлении тончайшего орнамента. Литейное дело, начавшее развиваться с XV века, приобретает особенный размах в XVI и XVII столетиях. Москва и другие русские города славились сво­ими звонами. Литье колоколов стало большим искусством, в котором мастерство скульпторов, резчиков и литейщиков прояви­лось в полную силу.