logo search
очерки рус

Строгановская школа иконописи.

В конце XVI века церковное требование соблюдения живо­писных канонов еще больше ужесточилось, фактически свобода творчества художника была почти полностью подавлена, поэто­му иконописцам приходилось реализовывать себя в другом. Ма­стера встали на путь технического совершенствования. В ре­зультате в искусстве появилось новое направление, получившее название строгановской школы. Его название связано с именем Строгановых, «именитых людей», владевших огромными богат­ствами. Издавна Строгановы собирали иконы, шитье и резьбу по камню и дереву. Их домашние молельни были похожи на му­зеи, для украшения своих усадеб они привлекали лучших ма­стеров со всей Руси. Самые талантливые художники строганов­ской школы были московскими мастерами, одновременно рабо­тавшими для царя.

Строгановскую школу отличает необычайное мастерство внешнего исполнения. Образа строгановского письма совсем не­большого размера, но включают столько отдельных сцен, сколь­ко не вмещает огромный иконостас. Иконам присущи манер­ность, изощренная тонкость исполнения, обилие золота в орна­менте и деталях. Они рассчитаны не на моление, а на внима­тельное разглядывание и напоминают миниатюру или драгоцен­ное эмалевое изделие. В «строгановской школе» ценилось тех­ническое мастерство и тщательность отделки. Недаром произ­ведения стали подписными. Нам известны имена лучших масте­ров; Прокопий Чирин, Никифор Истома, Назарнй и Федор Са­ввины.

Среди них самым талантливым был Прокопий Чирин, его работы исполнены с особым мастерством. На иконе «Никита-воин» (1593 г.) тонкая, хрупкая фигурка святого расположена с краю. Слегка подогнув колени и склонив голову, он обраща­ется с мольбой к Богородице, которая парит в верхнем углу доски. Фигура Никиты выступает из темного фона; на нем лазо­ревый плащ, золотая кольчуга и золотые сапожки. Лик Никиты настолько темен, что его едва можно разглядеть, но, несмотря на это, фигура святого очень выразительна. Хрупкий и слабый, он затерян в пустоте темного фона и совсем не похож на святых с икон XI—XV веков.

Заслугой мастеров строгановской школы явилось то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа. На их иконах сказочные пейзажи с зо­лотой листвой деревьев, с холмами, поросшими травами и цве­тами, с извилистыми серебристыми реками и множеством зверей и птиц.

Второй путь преодоления догматических оков церкви в ис­кусстве вел через включение в иконопись элементов мирской жизни. В этом направлении шли художники Поволжья. На их иконах появляются совершенно реальные, взятые из жизни пред­меты, святые на их образах все больше походят на обыкновен­ных людей. Все чаще действие разворачивается на фоне реаль­ного русского пейзажа, А на иконах Русского Севера Богороди­ца становится очень похожей на простую русскую крестьянку; часто святые изображаются на фоне бревенчатых стен и башен северных монастырей.