logo search
очерки рус

3. Начало книгопечатания

Для укрепления и развития Московского государства нужны были грамотные люди. Их становилось все больше. На Стогла­вом соборе 1551 года было решено «учить детей у священников, у дьяконов, у дьячков» грамоте и «книжному письму». Были и светские «мастера грамоты».

К XVI веку гораздо большее распространение получают ру­кописные книги. Как и прежде, они были очень красивы: укра­шались миниатюрами, инициалами и заставками, написанными киноварью, растворенным золотом и серебром. Расцвело искус­ство каллиграфии, писцы владели несколькими манерами пись­ма, подобно набору шрифтов в типографии, и избирали их в зависимости от характера текста и вкуса заказчика.

Переписка книг оставалась трудным делом. Переписчики не­редко сохраняли и умножали ошибки своих предшественников. Часто писец просил читателя простить его за огрехи, которые он допустил «ли дремля, ли со другом глаголя». Книги стали писаться гораздо быстрее, потому что бумага практически вы­теснила пергамен, который применялся только для написания царских грамот. Полуустав был полностью заменен скорописью.

Единожды выверенная и отпечатанная во множестве экземп­ляров книга давно стала желанной я необходимой для русской культуры. Начало книгопечатания относится к пятидесятым го­дом XVI пека — это было время, когда Иван Грозный начал схватку со знатью за «самодерьжство», а церковные соборы спе­циально занимались вопросами борьбы с еретиками, вольнодум­но толковавшими религиозные тексты. Церковные книги должны были быть унифицированы, исправлены, а самоё главное, необ­ходимо было дать им хождение. Такую задачу могло решить книгопечатание, поэтому Иван IV обратился к митрополиту Макарию, который и «начаша изыскивать мастерьства печатных книг».

Печатные книги достаточно давно были известны на Руси. Мало того, по заказу государства русские книги печатались за границей. Известно, что в Кракове немец Швайпольт Фиоль в 1491 году напечатал кириллицей «Осмогласник» и «Часослов», а любецкому издателю Бартоломею Готану приписывают изда­ние около шестидесяти наименований различных книг на рус­ском языке.

Начало книгопечатания и России относится к 1553 году. За девять лет было издано девять книг. Первые из них анонимны и не имеют выходных данных. Они еще очень похожи на ру­кописные, украшены заставками, вязью и г. п. Это были лишь пробные экземпляры. «В лето 1563» на средства царской казны в Москве организовали первую русскую типографию. Во главе ее встали Иван Федоров и Петр Мстиславец. О Петре нам прак­тически ничего не известно, впрочем, также как и о жизни Ива­на Федорова. Мы можем лишь предполагать, что он был блестя­щим просветителем, человеком необычайных дарований. Диакон Иван Федоров владел несколькими языками: греческим, латин­ским, польским, прекрасно знал церковно-славянскую граммати­ку, был вдумчивым редактором, искусным наборщиком и ору­жейником, интересовался вопросами педагогики, философии, истории, богословия. Как писатель Иван Федоров явился зачи­нателем автобиографического жанра. Когда ему было поручено книгопечатание, то он исполнил это дело с большим искусством. 1 марта 1564 года был создан «Апостол» — богослужебная кни­га, по которой в церкви на литургии читаются апостольские по­слания. Набор и печатание этой книги представляли немалые сложности. Восхищает вкус и твердость руки мастеров, украсив­ших книгу гравюрами с изображением евангелиста Луки, за­ставками и инициалами, сохранивших при этом геометрическую строгость расположения текста на странице. Московские изда­ния более позднего времени значительно уступают «Апостолу» к технике исполнения.

В 1565 году московская типография напечатала «Часословец» или «Часовник». Эта книга была издана двумя тиснениями 29 сентября и 29 октября, а в 1568 году Иван Федоров и его товарищи покидают Москву и возобновляют работу в Заблудове — имении гетмана Г. А. Ходкевича.

Причины, по которым первопечатникам пришлось покинуть столицу, не вполне ясны. Некоторые исследователи утверждают, что всему виной преследования церкви, другие считают, что Иван Федоров боялся опричнины, есть и третье мнение — масте­ра перебрались в Литву по приказу царя Ивана Грозного, кото­рого просил о присылке книгопечатников гетман Ходкевич. Это было необходимо для усиления православного влияния в Литве во время Ливонской войны. В имении гетмана первопечатники издают несколько церковных книг, но вскоре, в результате обра­зования Польско-Литовского государства, православие начинает преследоваться, Ходкевич решает прекратить издательскую дея­тельность, и Ивану Федорову приходится перебраться во Львов.

Во Львове Федоров опять издает «Апостол», «Часословцы» и первую русскую «Азбуку» «ради скорого младенческого обуче­ния». Величайшим достижением мастера явилась работа над полной славянской Библией — колоссальным трудом объемом в 1256 страниц. В этом издании определился именно тот славян­ский библейский текст, который с небольшими изменениями вос­производится и сейчас.

Умер Иван Федоров 5 декабря 1583: года в Подземче, что под Львовом. На его надгробном камне надпись: «Друкарь книг, пред тым невиданных».

В Москве же книгопечатание продолжалось. Кроме типогра­фии Ивана Федорова существовала и другая, где работали Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев. Здесь, в 1568 го­ду, была издана «Псалтырь». В 1571, году, типография сгорела во время набега на Москву хана Давлет-Гирея. Иван Грозный большое внимание уделял печатному делу, поэтому в 1576 году в центре опричнины — в Александровской слободе — была основана новая типография, где в 1577 году опять издали «Псалтырь», близкую по стилю к работам Ивана Федорова. С 1577 по 1589 год книги не печатались, а потом типография Андроника Невежи начала работать снова. К концу века печатники издали около 20 книг. Возросли и тиражи - «Апостол» 1597 года вышел и количестве 1500 экземпляров.

Так возникло книгопечатание в России, ставшее одним из действенных средств русского просветительства.