logo search
Культорология

3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше

На современную теорию культуры сильное влияние оказали философские идеи немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900).

Ницше глубоко проанализировал современную ему буржуазную культуру Европы второй половины XIX в. и пришел к выводу, что она находится в кризисном состоянии. Это состояние Ницше обозначил тезисом: «Бог умер». Он писал: «...мы не находим Бога ни в истории, ни в природе, ни за природой, но то, что мы почитаем за Бога чувствуем не как «божественное», но как жалкое, абсурдное, вредное — не как заблуждение только, но как преступление перед жизнью.... Мы отрицаем Бога как Бога...»2. А если Бога нет, то, по Ницше, нет безусловных универсальных ценностей и морали. Каждый человек вправе самостоятельно создавать их для себя.

Идеи Ницше были положены в основу иррационалистического течения в философии, получившего название «философия жизни». Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, отличительной особенностью которой является присущая всему живому «воля к власти». Ницше утверждал, что хорошо все то, что укрепляет желание власти и саму власть человека, а дурно все слабое, безжизненное. «Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение, аскетизм, ориентацию на загробный мир. Ницше предложил «переоценку ценностей» и высшей ценностью провозгласил саму «жизнь». Необходимо избавиться от ложных, «лживых» христианских ценностей, «истинные» ценности — это культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм, стремление к красоте. Христианство философ назвал «чудовищным заболеванием воли», а его мораль — «моралью рабов», антиподом которой является «мораль господ».

Ницше делил людей на аристократов и рабов. Аристократы, раса господ — это сильные, благородные личности, наделенные «волей к власти», которые находятся «по другую сторону добра и зла», они не нуждаются в обычной человеческой морали, так как ее создали рабы, чтобы оправдать свое бессилие. Только рабы могли возвести в добродетель культ самоуничижения, ущербности и серости. Рабская мораль отражает сознание толпы, «стада», а не отдельной личности. Она нивелирует личность, так как человек должен отречься от себя и служить обществу. «Добродетель есть воля к гибели и стрела тоски»3, — писал он. «Мораль господ», наоборот, утверждает «право сильного», а «падающее», не способное устоять, Ницше предлагает подтолкнуть. Этическая установка Ницше, отрицающая сострадание и милосердие, относилась, в первую очередь, к устаревшим, исчерпавшим потенциал своего развития эпохам, укладам жизни, общественным структурам.

Размышляя об эволюции культуры, Ницше указал, что в ее развитии есть подъемы и спады. Философ высоко оценивал эпохи античности и Возрождения, которые отмечены необычайным расцветом творческих сил человечества и отражают «жизнь» во всей ее полноте. Средневековую же культуру он называл «трудноописуемым антрактом»4 в истории человечества и считал спадом культуры. «Христианство погубило жатву античной культуры», — заявлял он. «С падением римской культуры и под влиянием ее важнейшей причины — распространения христианства — наступило всеобщее обезображение человека..., может наступить еще большее обезображение, и, наконец, озверение человека, вплоть до уровня обезьяны»5, — писал Ницше. Мыслитель искал пути выхода западноевропейской культуры из кризиса.

Цель культуры Ницше видел в утверждении «жизни» и в создании нового типа человека, которого он назвал сверхчеловеком. Сверхчеловек — благородная, деятельная, героическая личность. У него двойная мораль: он благороден с равными себе, по отношению к толпе, «стаду» он пользуется правом сильного.

Образ сверхчеловека философ противопоставил современному буржуазному человеку, «от нечистого дыхания которого он задыхался». Современных людей Ницше презирал, называя их «стыдом и позором истории». Главной ценностью в их жизни стали деньги, в отношениях между людьми «господствует деловитость», они разучились ощущать полноту жизни и радоваться ей. «Современное общество заражено американизмом; есть что-то дикое в той алчности к золоту, которая характеризует современных американцев, и все в большей степени заражает современную Европу. Все чаще начинает встречаться тип человека, поглощенного всецело денежными делами»6, — писал Ницше.

Философ говорил о деградации, испорченности современного человека. «Я понимаю испорченность в смысле decadence: я утверждаю,*что все ценности, к которым в настоящее время человечество стремится, — суть ценности decadence. Я утверждаю, что под святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности»7. Суть нигилистической формы мышления, присущей человеку второй половины XIX в., заключается, с точки зрения мыслителя, в обесценивании высших идеалов, и к этой ситуации привела христианская мораль, демократизм с идеями социального равенства, «омассовление» культуры, развитие техногенной цивилизации и преобладание в обществе культа науки и разума, основы которого заложила эпоха Просвещения.

Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму. Искусство должно спасти сильных духом от упадка и жалости к обездоленным, дать им освобождение от моральных обязательств перед обиженными и угнетенными. С помощью искусства можно воспитать и тем самым усовершенствовать человечество. Искусство — это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность. Бытие и мир могут быть оправданы, по мнению Ницше, только как эстетический феномен.

Идеи немецкого философа об эстетической эволюции человечества, об элитарности искусства, о роли художника-демиурга, наделенного особой эстетической восприимчивостью к красоте и способного иррациональным путем постичь и преобразовать мир с помощью эстетических средств, оказали большое влияние на становление и развитие новых художественных течений в искусстве конца XIX — начала XX вв. Они получили название «декаданс», хотя декадентство не направление в искусстве, а особый тип мировоззрения. Декаденты проповедовали идею «искусство для искусства», так как только искусство, а не действительность, может создать истинную красоту. Они не стремились к тому, чтобы быть понятными народу, ибо опирались на постулат Ницше о гении, который может пренебрегать мнением непосвященной толпы.

В работе «Происхождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» Ницше писал, что первооснову жизни составляют два бытийных начала в культуре: аполлоническое и дионисийское. Аполлоническое связано с солнечным богом Аполлоном, символизирующим разумное, знающее меру, гармоничное, радостное, этическое, статичное. Дионисий-ское связано с богом виноделия Дионисом и обозначает инстинктивное, стихийное, разрушающее все формы, безграничное, трагическое, связанное с опьянением. В современном западноевропейском искусстве, по мнению мыслителя, преобладает аполлоническое (рационалистическое) начало, которое привело культуру к кризису.