logo
Культорология

15.3. Феномен массовой культуры

По поводу истоков массовой культуры существуют довольно противоречивые точки зрения. Некоторые ученые считают ее извечным «побочным» продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху, в зрелищах, культивируемых в период Римской империи, в мистериях средневековья. Однако такое расширительное толкование массовой культуры представляется проблематичным. Гораздо больше оснований имеют попытки связать начало массовой культуры с книгопечатанием И. Гуттенберга (XV в.). Оно означало настоящий переворот в культуре и цивилизации и положило начало образованию того, что канадский социолог М. Маклюэн назвал «галактикой Гуттенберга». Примечательно, что в течение целых столетий, до появления массовой культуры, книгопечатание выступало средством распространения высокой культуры — сначала Библии, а затем литературы. В XVII в. появляются газеты и журналы. Первые газеты служили, как правило, средством передачи информации о торговле, товарах или были описанием политических скандалов и общественных событий. Тиражи этих изданий были невелики, подчас они печатались одним человеком, который был и автором, и издателем. По мере развития прессы она становилась важным средством просвещения читающей публики, хотя коммерческие интересы все еще оставались главным стимулом развития газетного дела. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал закон об обязательной всеобщей грамотности, принятый в Великобритании в 1870 г., позволивший освоить главный вид художественного творчества XIX в. — роман.

Однако все вышесказанное — это предыстория массовой культуры. А массовая, в собственном смысле этого слова, культура проявила себя на рубеже XIX—XX вв. Феномен ее появления связан со всеобъемлющей массовизацией жизни. Массы представляют собой порождение индустриальной цивилизации. «Славу и ответственность за выход широких масс на историческое поприще несет XIX в.», — писал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, ссылаясь на тот факт, что за все двенадцать веков своего существования с VII по XIX ст. население Европы ни разу не превысило 180 млн. человек, а за время с 1800 по 1914, за сотню с небольшим, достигло 460 млн. Столь головокружительный рост, по Ор-теге, означал «все новые и новые толпы, которые с таким ускорением низвергаются на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционней' культурой. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и повсюду» 89. Далее из определения «толпа» он выводит само определение «масса». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса. Американский социолог Д. Белл в книге «Конец идеологии» формулирует пять значений понятия «масса*:

1. Масса — как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию класс). 2. Масса — как синоним невежественности (как писал об этом Ортега-и-Гассет). 3. Массы — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники). 4. Массы — как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). 5. Массы — как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар. Толпа подчиняет себе, уничтожает собственное «я». Трагедия 30 мая 1999 г. в Минске — пример того, что может сделать толпа, и грозное предупреждение всем нам — будь самим собой, не стань частицей толпы. К этим пяти признакам можно добавить шестой. Массы — это публика, т. е. сообщество созерцателей, завороженных очередным идолом. Белл делает вывод: массы есть воплощение стадности, унифицированности, шаблона.

XIX в. породил не только массы. Произошли серьезные изменения в системе коммуникаций, связанные с появлением средств информации, основанных на электричестве, — телеграфа, телефона, радио и кинематографа. В середине XIX в. Эдисон изобрел фонограф — прототип современного магнитофона. В 1840 г. Уистоун и Морзе изобрели телеграф. Во второй половине XIX в. была изобретена фотография — сначала черно-белая, а затем цветная, которая поставила под сомнение существование живописи. К 1895 г. относится изобретение радио. В 1894 г. был показан первый кинофильм, который поначалу был простым средством развлечения, но очень скоро превратился в мощную сферу промышленности и популярный вид искусства. Эти два последних изобретения поставили под вопрос существование театра.

Бурное развитие средств массовой коммуникации, стремительный рост городов, урбанизация ломали вековые формы существования традиционной культуры. Корни народной культуры — в деревне, но деревня в индустриальном обществе утратила свою былую культурную независимость от города. Городская цивилизация с огромной армией наемных рабочих привела к тому, что социальная база народной культуры размывается, а ее традиционные формы деформируются. Народная культура прекращает свое существование в классических вариантах. Тот, кто называл себя необходимым человеком, становится приобщенным к поточному конвейеру и оказывается исполнителем. Предельная индустриализация общества, всеобщее народное образование, развитие средств массовой коммуникации, появление кинематографа, радио и телевидения привели к распаду народной культуры. В данном случае она оказалась поглощена массовой, а обыкновенный обыватель — зависимым от форм управления обществом, создаваемых не им. Отсюда отчуждение, т. е. возникновение чувства предельной разорванности индивидуального существования и общества. А это, в свою очередь, привело к мифологизации картины мира, в которой смешиваются как древние формы с их иррационально-эмоциональным настроением, так и новые: колдовство, астрология, гадание, вера в чудеса, а также расистские, национал-социалистские и иные утопии. На смену традиционным, архаическим формам народного культуротворчества пришла «индустрия культуры» — производство культурных ценностей для массового потребления, построенное по принципу культурного конвейера, похожего на конвейер промышленного производства. Одной из принципиальных черт становится также появление жесткой границы между творческим меньшинством и пассивным большинством. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры, которая могла появиться в любой западной стране. Раньше всех, на рубеже XIX—XX вв. она сформировалась в США. Известный американский политолог 3. Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру»90. Не имея богатого исторического и культурного прошлого, Америка оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. Именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, которая создала массовую культуру, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры. Поэтому не без основания принято считать, что массовая культура представляет собой типично американский путь развития, существенно отличающийся от истории культурного развития других стран. Его своеобразие проявляется в том, что американская система образования отдает заметное предпочтение изучению массовой и популярной культуры — научной фантастике, кино, рок и поп-музыке, спортивным играм, включая футбол.

Массовая культура имеет различные сферы применения:

1. Идеологическая работа. Сфера культуротворчества, связанная с упрочением политических настроений и предпочтений электората, занимающаяся пропагандой и агитацией в пользу конкретного политического выбора.

2. Сфера образования. Всеобщее образование несет культуру в массы. Одна из характерных черт этой сферы — создание новых учебных программ и курсов обучения.

3. Информационная активность как инструмент формирования мнений и оценок. Средства массовой информации передают определенные мнения и настроения, в результате чего рядовой потребитель сталкивается не с фактом, а с его оценкой.

4. Формирование потребительского спроса и социальных потребностей.

5. Индустрия формовки имиджа, связанная с разработкой сценариев эффективного манипулирования массами.

6. Индустрия досуга и развлечения. Здесь следует различать те культурные продукты, которые являются массовыми по характеру производства и характеру потребления (детектив и футбольный матч).

В чем суть массовой культуры? Она выполняет роль активизации и упрочения общественного настроения. Массовая культура представляет собой инобытие традиционной культуры, это народная культура сегодня. Суть ее заключается в адаптации и тиражировании образцов высокой культуры для массового сознания (например, экранизация классических произведений). Массовая культура — это организация чувств.

Конечной ее целью является социальная мифологизация. Существенными свойствами продукта массовой культуры являются: мимизация адресата; рекламность; яркость формы и агрессивность воздействия; репрессивность, т. е. продукт массовой культуры вытесняет менее яркие и менее устойчивые порождения; яркие краски, выразительно усиленные изобразительные формы эмоции и действия; бесстрастность и холодность; героизация реальности или ее драматизация. Основными чертами продукта массовой культуры являются: анонимность (адресован рядовому потребителю); читаемость (разговор на языке масс, работа с клише); однозначность и простота; узнаваемость (резонанс основных инстинктов; эрос, жажда власти и др.); знакомая маркировка; цикличность, повторяемость производства (повтор популярной песни по радио); массовый продукт преходящ, изменчив и очень цепок. Продукция массовой культуры неоднородна. Она существует в разных сферах, и в ней самой существуют разные уровни: от продукции класса Б (кич) до высокопрофессиональной продукции класса А.

Чем не является продукт массовой культуры, но в чем его постоянно обвиняют? Массовый продукт не является дешевкой (как об этом часто говорят и пишут), за исключением продукта группы Б. Массовый продукт не обязательно является бездарным. Лучшие его образцы делаются одаренными людьми. Это результат работы высоких профессионалов. Массовый продукт не является убогим и примитивным. Наиболее высококачественная продукция основывается на мастерском использовании отличной техники. Массовый продукт не обязательно является носителем малой информации. Он выступает средством первичного приобщения к нормам поведения, несет значительную информацию. Массовый продукт не является воплощением банальности. Он изобретает все новые приманки для аудитории. Массовый продукт не является конформистским по своей сути. С его помощью массы могут быть организованы в стремлении разрушить общество.

Продукт массовой культуры по содержанию глубже, чем потребности массового потребителя. В таком случае он может стать элементом культуры высокой, как в истории с Ч. Чаплиной или фильмами А. Хичкока. А иногда продукт высокой культуры может стать частью культуры массовой, если допускается его прочтение на массовом уровне (например, «Пигмалион» Б. Шоу превратился в «Мою прекрасную леди», а «Ночи Кабирии» Ф. Феллини — в фильм «Милая Чарити»). Распространение и тиражирование всегда перемещают продукт в мир обыденного. Массовая культура, во-первых, опирается на быт, а во-вторых, представляет попытку преодолеть отчуждение между индивидом и обществом.

В своих основных жанрах (детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, мюзикл) массовая культура имеет определенный кодекс: мир опасен и иррационален; с ним можно поладить; хэппи-энд как приз герою или героине.

Главное обаяние массовой культуры заключается в том, что она предлагает нам другую версию нашей жизни. Когда миф естественный, встречаясь с мифом сделанным, узнают друг друга, нам это нравится. Массовая культура потребителя обучает, ориентирует в мире, придает информации реальные черты. Она выполняет функцию компенсации за бестолковых детей, неудавшийся брак, плохую неделю, неприятности на работе. Таким образом, массовая культура простодушна, но не проста, она делает мир прозрачным и зримым.

Таким образом, можно сказать, что массовая культура выполняет роль низового этажа культуры. В соревновании с высокой культурой за массового человека она одерживает верх. Это еще раз указывает на то, что массовая культура представляет собой нормальное и естественное явление. Пока будут массы, будет и массовая культура. Поэтому все попытки отвергнуть, запретить или преодолеть массовую культуру являются нереальными. Однако это не означает полное смирение с ней: попытки изменить и улучшить ее остаются вполне возможными и реальными.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

/. Каковы основные тенденции в развитии мировой культуры XX века? 2. Какое значение имела вторая научно-техническая революция для эволюции западного мира? 3. Что такое модернизм и каковы его особенности? 4. Какие направления западноевропейского модернизма вам известны? 5. Каковы различия между модернизмом и авангардом? 6. В чем заключается феномен массовой культуры? 7. Какова роль средств массовой коммуникации в массовой культуре?