16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
Советский период в истории России продолжался 74 года (с октября 1917 г. по август 1991 г.) и за это время сложился феномен советской культуры. Советская культура — это сложное и противоречивое явление, объединяющее, с одной стороны, тоталитарную мифологию, догматическую идеологию, подавление инакомыслия, примитизированное искусство, а с другой — несомненные культурные достижения мирового значения.
В развитии культуры советского периода России можно выделить следующие основные этапы. Первый из них охватывает 1917—1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится на 1932— 1956 гг. и связан с процессом построения тоталитарной культуры в условиях политического геноцида. Третий этап — 1956 — 1991 гг. — это период «застоя», кризиса и распада тоталитарной культуры.
Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой мировой и гражданскими войнами. Несмотря на это, он оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными явлениями и процессами. Еще в начале XX в. В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин утверждал, что культура должна стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы пролетариата, а тем самым, и всего общества. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям, рассматриваемым как абстрактно-гуманистические ценности. Идеал классовой борьбы был перенесен и на всю смысловую сторону историко-культурного процесса. Вожди революции отказались признавать преемственность культурного развития. К представителям старой интеллигенции новое пролетарское государство относилось подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых прославилась за рубежом. За пределами России оказались такие выдающиеся люди, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Павлова, М. Цветаева, И. Бунин, К. Коровин. Многие русские интеллигенты покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «философский пароход», на котором была выслана большая группа русских философов, писателей и мыслителей: Н. А. Бердяев, С. И. Булгаков, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, С. Н. Про-копович и др. Произошедший отток умов привел к заметному понижению духовно-интеллектуального уровня общества, что требовало дополнительных усилий по восполнению утраченного.
Однако главный свой удар большевики нацелили против религии и православной церкви. Уже в декабре 1917 г. православная церковь лишается своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 г. правительство издает декрет, в соответствии с которым церковь отделяется от государства, а школа от церкви. Школьное образование становится секуляризованным. Против многих священников, проявивших свою нелояльность к новой власти, применяются репрессивные меры. В частности, в мае 1922 г. был арестован патриарх Тихон. В 1923 г. его выпускают из тюрьмы и через месяц, при весьма странных обстоятельствах, он умирает.
В целях освобождения трудящихся от религиозных предрассудков в стране развертывается широкая антирелигиозная пропаганда. С 1919 г. издается журнал «Революция и церковь», с 1922 г. — популярная газета «Безбожник», а в 1925 г. создается «Союз безбожников». Хотя богослужения
в церквях сохраняются, однако некоторые обряды вытесняются из жизни. Так, обряд венчания был заменен гражданской регистрацией брака. 1928—1930 гг. ознаменовались общим наступлением советской власти на позиции церкви. Храмы закрывались или разрушались, духовенство изгонялось -«по желанию трудящихся масс», «по просьбе рабочих» и т. п. Горловские шахтеры в декабре 1929 г. сожгли 4000 икон в присутствии 15 000 рабочих. Краматорские рабочие в январе 1930 г. сожгли 20 000 икон и все вступили в Союз безбожников97. Только за полгода 1929 г. было закрыто 423 церкви, из них 156 были обращены в театры, кинотеатры, музеи, 38 — в школы, 14 — в кооперативы, 10 — в ветеринарные пункты, 29 — разрушены, остальные оставлены без употребления.
По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность. Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917 г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи, а также создано 250 новых музеев.
Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатывает широкую программу по ликвидации безграмотности. По всей стране возникает сеть кружков ликбеза, создано массовое общество «Долой неграмотность», введено всеобщее начальное образование, увеличивается число университетов и вузов. Уже к концу гражданской войны их количество возросло до 224 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Первоначально предполагалось, что высшее образование должно быть открытым для всех, поэтому вступительные экзамены отменялись. Однако вскоре политика по отношению к высшей школе совершенно переменилась -вводился самый строгий контроль над составом учащихся и преподавателей, так же как и над самим содержанием преподавания. Осенью 1920 г. были изданы два декрета, которыми совет профессоров был подчинен назначаемому правительством правлению. Отмена ученых степеней в 1919 г. облегчила возможность продвинуть на профессорские места представителей «красной профессуры», а студенты проверяли соответствие лекций принципам марксизма.
Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной художественной жизни. В России 1920-х гг. существовало множество самых разных литературно-художественных течений, школ и группировок. Крайние классовые позиции в культуре и искусстве отстаивал Пролеткульт — культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая в 1917 г. и прекратившая свое существование в 1932 г. Ее теоретики (А. Богданов, В. Плетнев, Ф. Калинин) утверждали, что пролетарская культура может создаваться исключительно представителями рабочего класса. Эта идея не поддерживалась даже руководителями большевистской партии и была раскритикована в письме Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре». Более умеренные, но столь же классовые позиции в искусстве выражали участники объединения РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович.
Революционную ангажированность искусства отстаивали многочисленные течения русского авангарда, среди которых наиболее влиятельными были кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм, ЛЕФ (Левый фронт искусств). Идеи «чистого», неангажированного искусства выражали течения русского модернизма — символизм, акмеизм, имажинизм. Свою аполитичность стремились также подчеркивать представители литературной группы «Серапионовы братья», куда входили М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и др. Были, наконец, художники и писатели, которые сторонились объединений и групп либо примыкали к ним лишь формально, предпочитая оставаться •«вольными стрелками». Таковыми были С. Есенин, М. Цветаева, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов и др.
Следует отметить, что в 1920-е гг. к существующему многообразию литературно-художественных течений Советская власть относилась вполне терпимо, придерживаясь принципа нейтральности. Однако к концу 1920-х гг., особенно в связи с началом коллективизации, ситуация постепенно меняется. В 1932 г. выходит партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в соответствии с которым все независимые течения, объединения и группы распускаются, а создаются союзы — Союз советских архитекторов, Союз композиторов СССР и др., находящиеся под идеологическим контролем партии.
В развитии советской культуры начинается новый этап, не менее трудный и сложный. Наиболее важными событиями и факторами второго этапа стали насильственная коллективизация, индустриализация сталинские репрессии 1930—40-х годов, Великая Отечественная война, а также культ личности Сталина, оказавший огромное влияние на все области жизни. Именно в таких условиях происходили культурные преобразования, которые по своему масштабу, глубине и значимости были определены как культурная революция.
Происходили быстрые перемены в обиходе, вкусах, манерах — рождались образцы культурной жизни, имитировавшие некоторые черты стиля жизни образованных слоев дореволюционного общества. Изменения происходили вслед за первой волной индустриализации, начавшейся в 1928 г. Эта волна привела миллионы крестьян в города и на новые промышленные стройки. Советологи назвали этот сдвиг «окрестьяниванием городов», поскольку он вызвал резкое изменение состава городского населения за счет увеличения числа выходцев из деревни. С 1926 по 1939 гг. городское население выросло на 30 млн человек. Ежегодно в города устремлялось примерно 3 млн людей, в основном бывших крестьян. Это привело к резкому ухудшению жилищных условий. Новую рабочую силу помещали в наскоро построенных бараках (форма общежития, которая не могла не повлиять на состояние общественного порядка: города захлестнула волна хулиганства, изнасилований, пьянства, воровства и других проявлений отклоняющегося поведения). Отсутствие трудовой дисциплины и высокая «текучка» срывали выполнение производственных планов. Общество приближалось к состоянию анемии. Пресса так описывала рабочие бараки, превратившиеся в рассадники грязи и социальной патологии: драки, сплетни, избиение жен, матерщина, отсутствие элементарной гигиены.
Видимо, власти стремились как-то противостоять окрестьяниванию городов. Массы людей требовалось приучить к городскому образу жизни и промышленной организации труда. Как стать культурным? Ни один руководитель партии или правительства не давал установок на этот счет. Периодическая печать также давала самые разные ответы. Простейший и наименее требовательный рецепт культурности — стиль одежды. Культурный тот, кто культурно одет. Популярная ранее военная форма и ее производные — стиль революционных лет, выросший из подчеркнутой раннеболыые-вистской аскетичности и естественной нищеты, — уступали место разнообразной одежде гражданского типа, «цивильным» вещам, воплощавшим новую культуру потребления. Женщины стали беспокоиться о своих прическах, парфюмерии и нарядах, мужчины — о воспитании галантных манер. В 1936 г. Советский Союз по выпуску парфюмерии превзошел Францию и занял третье место в мире после США и Великобритании. Появились ранее невиданные вещи: этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры, белоснежные занавески, скатерти и т. д. В Москве был открыт Институт косметики и гигиены Главпарфюмера и появились журналы мод.
В число признаков культурности вошел еще один элемент — личная гигиена. Личная чистота являлась показателем самодисциплины и эффективной организации труда. В апреле-мае 1936 г. в печати прошла дискуссия о культурности, в центре которой — связь между личной гигиеной, личным достоинством и культурой производства. В контексте обсуждения производственных вопросов звучали призывы к работникам обратить внимание на себя: «надо просто следить за собой», «культурно себя держать». Еще раньше, в марте 1936 г. комсомольская пресса провела компанию против языкового бескультурья. Заклеймив нищий, тусклый, приблатненный жаргон комсомольских лидеров, авторы призвали к борьбе за правильный литературный язык. Языковой аспект культурности снова попал в центр внимания в 1937 г. в связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина. Пушкин был объявлен достоянием трудящихся, а пушкинский язык объявлялся идеальным речевым каноном.
Культурный мир советского человека в его нормативном аспекте, своего рода «культурный минимум», можно реконструировать по анкете «Культурный ли вы человек?», публиковавшейся в течение 1936 г. в каждом номере еженедельного журнала «Огонек». Каждая анкета содержала 10 вопросов и сопровождалась инструкцией: «Помните, если вы не сможете ответить хотя бы на один из предложенных вопросов, вы, очевидно, мало знаете о целой области науки или искусства. Пусть это послужит вам сигналом, чтобы поработать над собой»98. Вот эти вопросы:
1. Прочитайте на память, полностью хотя бы одно стихотворение Пушкина.
2. Назовите и охарактеризуйте пять пьес Шекспира.
3. Перечислите хотя бы четыре реки в Африке.
4. Назовите любимого композитора и его три крупных произведения.
5. Назовите пять марок советских автомобилей.
6. Переведите простую дробь 3/8 в десятичную.
7. Назовите три самых крупных спортивных состязания в прошедшем сезоне и их результаты.
8. Расскажите о трех картинах, больше всего вам понравившихся из выставленных художниками за последний сезон.
9. Читали ли вы Стендаля «Красное и черное» и Тургенева «Отцы и дети»?
10. Расскажите подробно, почему стало возможным стахановское движение в нашей стране.
Внимание к вопросам культурности стало ослабевать к концу 1937 г. и уже в 1938 г. на повестку дня был выдвинут чисто политический лозунг: «Овладеть большевизмом!». Он подразумевал знание вопросов диалектического материализма и предполагал воспитание большевистской сознательности. «Приобретение культурности» постепенно растворилось в более широкой концепции политического самообразования.
Наиболее благоприятным второй период оказался для развития науки и образования. Одним из важных достижений 1930-х гг. была ликвидация неграмотности. В 1939 г. грамотность среди взрослых поднялась до 90 %. Резко возросло количество выпускников вузов. Перед войной общее число специалистов с высшим образованием перевалило за миллион. Не менее впечатляющим был прогресс науки. К концу 1930-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Количество научных работников приблизилось к 100 тысячам. Многие советские ученые — И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, С. В. Лебедев, Н. Д. Зелинский, В. И. Вернадский, Н. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе и др. — получили мировое признание. После Отечественной войны развитие науки и образования еще более ускорились. Важным достижением стало введение всеобщего обязательного семилетнего образования и к середине 1950-х гг. в СССР обучалось примерно 40 млн человек. В стране насчитывалось около 900 вузов, а общее число студентов составило около 1,5 млн. Вдвое увеличилось число научных работников. Советская наука по многим направлениям достигла мирового уровня.
Отмеченные достижения касались, главным образом, естественных и технических наук. Что касается общественных и гуманитарных наук, то там процветал догматизм. Успехи науки омрачались репрессиями против ученых. Их испытали президент Академии наук Н. И. Вавилов, ученые-экономисты А. Чаянов, Н. Кондратьев и многие другие. Они коснулись руководства партии и ее рядовых членов, военного руководства и офицерского корпуса, крестьянства и интеллигенции. Для их обоснования И. Сталин выдвинул иррациональный тезис об усилении классовой борьбы по мере приближения к победе социализма, противоречивший всякой логике и реальному положению вещей.
Из других областей культуры в наиболее трудном положении по-прежнему оставались православная религия и церковь, особенно в 1930-е годы. Советская власть продолжала ограничивать деятельность церковных учреждений, отнимать у них храмы, разрушая либо превращая их в склады или другие служебные помещения. В частности, был разрушен храм Христа Спасителя в Москве, ныне восстановленный. Сбылись пророческие слова Ф. М. Достоевского из «Дневника писателя», написанные в 1877 г.: «Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира всего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови». И далее: «Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью...» Столь резкая ломка общественного сознания, формировавшегося тысячу лет под влиянием византийской культуры, была губительна для народа. Об этом предупреждал и патриарх Тихон в «Новогоднем слове» по поводу наступившего 1918 г., сравнивая замыслы большевиков с печальным опытом строителей Вавилонской башни: «И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные»99.
Развитие художественной культуры также шло не без трудностей. В искусстве и литературе в качестве основополагающего творческого метода был провозглашен «социалистический реализм». Писатели определялись как «инженеры человеческих душ», их цель — формирование «нового человека». Произведения, которые не отвечали требованиям социалистического реализма, не издавались. Такая участь постигла роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Юве-нильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой. Под запретом оказалось творчество представителей русского авангарда и репрессированных В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О. Мандельштама.
В годы войны литература и искусство переживают патриотический подъем. Военная тема'нашла отражение в произведениях многих писателей и поэтов — А. Ахматовой, О. Берггольц, А. Твардовского, А. Сурикова, Н. Тихонова, М. Шолохова, К. Симонова, М. Исаковского, Б. Полевого, А. Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки. Этим она была обязана, прежде всего, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Т. Хренникову, Г. Свиридову. Д. Шостакович свою Седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, М. Фрадкина.
Литература, кино, официальная пропаганда обратились к образам героев русской истории: Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Петра Великого. Происходила переоценка российской истории, возвеличивалась былая мощь русского государства. Изменилось даже отношение к православной церкви — она оказывала материальную помощь армии и морально поддерживала людей, проводя богослужения и крестные ходы. В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.
С середины 50-х годов начинается последний этап развития советской культуры. Время 1953—1964 гг. вошло в историю России под названием «оттепель». Понятие «оттепель» было заимствовано из одноименной повести Эренбур-га, вышедшей в 1954 г. Период «оттепели» характеризовался ослаблением идеологического контроля за художественным творчеством и относительным уменьшением тоталитарного давления на отдельную личность. Выставки московских художников-неоавангардистов и литературный «самиздат» поставили под сомнение ортодоксальные каноны социалистического реализма.
Первым самиздатовским журналом стал «Синтаксис»
A. Гинзбурга, представивший читателям произведения
B. Шаламова, Б. Окуджавы, В. Некрасова, Б. Ахмадули-ной, Е. Гинзбург и др. В стране зарождалось диссидентское движение. Власти не могли допустить свободомыслия, выпустить литераторов из-под идеологического контроля. В назидание другим А. Гинзбург был арестован. Исключение
Б. Л. Пастернака (1890—1960) из Союза писателей за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго» и его вынужденный отказ от Нобелевской премии, чтобы избежать выс-сылки из страны, подвели черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией. Н. С. Хрущев подтвердил, что задача интеллигенции — отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве.
Современные оценки культурных последствий «оттепели» противоречивы. С одной стороны, этот период стимулировал развитие литературы, изобразительного искусства, кинематографии и пр., а с другой — оттепель дезориентировала творческую интеллигенцию, во многом переоценившую поверхностные изменения хрущевской эпохи и не сумевшую увидеть их подтекста. С середины 1960-х гг. с приходом к власти в Советском Союзе Л. И. Брежнева начинается период «застоя» или «развитого социализма».
Экономика становится затратной, что говорит о ее неэффективности. Значительная часть валюты, поступавшей от экспорта нефти, вооружения, попросту проедалась, шла на оплату импорта продовольствия, что обусловливалось хроническим неблагополучием в сельском хозяйстве. Непосильным бременем на советскую экономику легла гонка вооружений, помощь СССР освободившимся странам, «долгострой». К середине 1980-х гг. вместо обещанного прихода коммунизма страна оказалась в состоянии глубокого кризиса.
Экономические трудности отрицательно сказались на состоянии общества и культуры. В 1970-е гг. жизнь советских людей существенно осложняется. Государственные расходы на науку и культуру сокращаются до одной копейки с каждого бюджетного рубля. Обостряются проблемы снабжения населения продуктами питания. Растет так называемый «отложенный спрос», когда рост заработной платы опережает рост производительности труда и производства предметов потребления, вследствие чего увеличивающуюся массу денег не на что расходовать. Все более угрожающие масштабы приобретает пьянство. Из сферы быта оно все шире проникает в сферу производства, приводя к тяжелым авариям и трагическим последствиям. В целом советское общество все глубже погружается в кризис. Его состояние можно сопоставить с состоянием Римской империи позднего периода. В советском обществе усиливается разочарование в идеалах социализма, оно теряет веру в высокие и вдохновляющие цели.
у.
Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни, утрата смысла жизни, трагизм бытия — все это находит яркое выражение в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, А. Битова, Ч. Айтматова и др. В обществе развивается движение диссидентства (инакомыслия), многие участники которого открыто заявляют о своей оппозиции существующему общественному строю.
Официальные власти пытаются загнать болезнь внутрь, все чаще прибегают к административным мерам воздействия на пугающие их процессы в жизни и культуре. В 1970 г. под административным нажимом уходит с поста главного редактора журнала «Новый мир» А. Твардовский. По сходным мотивам за границей остались главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, скульптор Э. Неизвестный, художники М. Шемякин и О. Целков, поэты И. Бродский и А. Галич, писатель В. Некрасов. В 1974 г. был выслан из страны А. Солженицын. В том же году в Измайловском парке Москвы была разрушена выставка художников-неомодернистов (впоследствии названная «бульдозерной выставкой»). За поддержку А. Солженицына были лишены гражданства прославленные артисты Большого театра оперная певица Г. Вишневская, дирижер, виолончелист М. Ростропович. Многие артисты этого знаменитого театра во время гастролей становились невозвращенцами, например танцовщики Р. Нуриев и А. Барышников. Не сложилась на Родине и судьба интеллектуального кинорежиссера А. Тарковского.
В 1985 г. в СССР начинается перестройка. Новое руководство во главе с М. С. Горбачевым пытается с помощью демократизации придать социализму новое дыхание. Совершается отход от прежних жестких классовых позиций. Универсальные общечеловеческие ценности ставятся теперь выше классовых и национальных. Радикально меняется отношение к культуре русского зарубежья. Возникает широкий поток «возвращенной» художественной и философской литературы, в стране начинается газетный, а вслед за ним и книжный бум. В духовной и культурной жизни утверждается дух свободы.
Вместе с тем, для подавляющего большинства советских людей перестройка не улучшила, а еще больше ухудшила условия жизни. Многие советские люди уже не связывали свои надежды с социализмом и стали обращать свой взор на Запад.
Происходящие в стране процессы вышли из-под контроля властей. Форсированная демократизация привела к фактическому безвластию на всех уровнях. В августе 1991 г. предпринятая ГКЧП попытка силовыми методами сохранить существующее положение потерпела провал, после чего наступила развязка. 8 декабря по Беловежским соглашениям СССР прекратил свое существование, а вместе с ним — и социализм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
/. В чем заключается самобытность русской культуры? 2. Каких вы знаете главных богов языческого периода древнерусской культуры? 3. В чем заключаются достижения культуры Киевской Руси? 4. Какое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало православие? 5. В чем заключается специфика культуры периода золото-ордынского ига? 6. Каковы особенности культуры московской субцивилизации? 7. В чем своеобразие культуры Русского централизованного государства XVI—XVII вв.?
8. Чем объясняется подъем культуры в эпоху Петра I?
9. В чем своеобразие культурной эпохи Екатерины II?
10. Как можно охарактеризовать *золотой век* русской культуры? 11. Чем характеризуется «серебряный век* русской культуры? 12. В чем заключается феномен советской культуры?
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология