logo
Культорология

16.2. Культура России XVIII века

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили значительно расширить территорию, превратили ее в великую и могучую империю со статусом балтийской и черноморской державы, оказывающую огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Глубокому реформированию, были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т. е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной боярской Думы (до 190 чел.) Петр I учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигло высшей степени централизации и превратилось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и церкви в жизни общества. Главная потеря православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений. Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло ее экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым мероприятиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповеды-вавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровские преобразования привели к формированию нового сословия — дворянства, которое было наделено особыми правами и считалось сословием благородным, «авантажным» (от франц. avantage — благоприятное положение). На протяжении XVIII - начала XX вв. дворянство играло ведущую культурную роль в жизни общества и существенно повлияло на формирование общероссийского менталитета. Целый период в 150 лет в истории России отмечен печатью творчества дворянства, давшего произведения общенационального и общечеловеческого значения. Именно это сословие стало культивировать идею личного достоинства, хотя российское дворянство (особенно в первой половине XVIII в.) было столь же несвободно и бесправно по отношению к произволу верховной власти, как и другие сословия.

Фундаментом самосознания дворянина стала психология служилого дворянства. Вершина его развития — Табель о рангах, опубликованный в январе 1722 г. Табель о рангах делил все виды службы на военные, штатские (статские) и придворные. Он установил зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии, отменив тем самым распределение мест по знатности.

Другой особенностью российской жизни XVIII в. стал фаворитизм. Своим фаворитам царствующие особы позволяли делать то, что по закону не должно было позволяться. Когда же в России началось «женское правление», фаворитизм стал своеобразным государственным институтом. При Екатерине II (1729—1796) некоторые из ее фаворитов, например Г. А. Потемкин, были серьезными государственными деятелями, другие делами государственного управления не занимались.

В эпоху Петра начинается оживление экономики, активно осваивается промышленное производство. В России быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. И. Ползунов (1728-1766) в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Уатта) разработал проект универсального парового двигателя — первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735—1818) спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву, изобрел телеграф и код к нему, механическую сеялку, лифт, часы, прожектор, семафорный телеграф. Сыну заводского мастерового К. Д. Фролову (1726—1800) также принадлежал ряд изобретений: рельсовый внутризаводской путь с механической тягой; гигантская подземная гидроустановка рудника, приводившая в действие все механизмы и др.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых сильных. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота — любимого детища Петра I.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. В 1701 г. в Москве открылась Навигацкая школа, чуть позже — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская. В Петербурге были учреждены Морская и Инженерная академии, школа переводчиков. Основу начального образования составили цифирные школы. При наиболее крупных мануфактурах открывались ремесленные училища. В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия наук (1725). Первыми русскими академиками были географ С. П. Крашенинников, натуралист и путешественник И. И. Лепехин, астроном С. Я. Румов-ский. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Исключительную роль в развитии русской и мировой науки сыграл М. В. Ломоносов (1711 — 1765). Будучи энциклопедистом, он стал основателем многих направлений в физике, химии, астрономии, геологии, географии. В 1755 г. он основал первый российский университет в Москве, ставший крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия — научный центр по изучению русского языка и словесности, первым президентом которой становится княгиня Е. Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии науки. Первым ее крупным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержащий толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед.

XVIII ст. было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания. Крупным мыслителем XVIII века был Феофан Прокопович (1681 1736), ставший главным идеологом утверждавшейся Российской империи. В «Правде воли монаршей» он обосновывает концепцию «монократии» как единовластия монарха на благо отечества, противостоящего гибельной анархии и многоначалию. Будучи почитателем Петра, он всячески прославлял его деяния и подавал за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подчинения государству. К числу активно действовавших мыслителей первой половины XVIII в. следует отнести В. Н. Татищева (1685—1750), автора пятитомной «Истории Российской», и И. Т. Посошкова (1652—1726), создателя «Книги о скудности и богатстве», в которой выдвигалась идея освобождения крестьян, за что автор был заключен в каземат Петропавловской крепости, где и скончался.

Особое место в духовной жизни России занимает писатель и философ А.Н. Радищев (1749—1802). Он разработал концепцию русского просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Впервые в истории русской общественной мысли Радищев не только заклеймил «чудище» самовластия, но и поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. К середине столетия в ней сложились основные европейские стили: классицизм и барокко. Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини (ок. 1670—1734), В. В. Растрелли (1700-1771), С. И. Чевакинского (1713-1744) и Д. В. Ухтомского (1709—1755). Д. Трезини построил здание «Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Растрелли — Зимний дворец (ныне Эрмитаж), Смольный монастырь, Большой Царскосельский дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе. К числу наиболее блестящих произведений Чевакинского принадлежит Никольский Морской собор, дворец Шереметевых и дворец И. И. Шувалова. Д. Ухтомский является автором триумфальных Красных ворот в Москве, существовавших до 1938 г. В стиле барокко творил и скульптор К. Б. Растрелли (1675—1744). Лучшими его произведениями стали скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

В литературе классицизм представляют А. Д. Кантемир (1708-1744), В. К. Тредиаковский (1703-1769) и М. В. Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами, направленными против противников петровских реформ. В. Тредиаковский написал первую оду («На взятие Гданьска»), первые элегии, стансы, эпиграммы и сонеты на русском языке. Сторонник «просвещенного абсолютизма», он пытался дать «урок царям» и «обличать злых царей», что и сделал в своей «Телемахиде».

Русский классицизм в архитектуре начал развиваться в 60-х годах XVIII в. и достиг своей кульминации в начале XIX в. в русском ампире. Его представляют И. Е. Старое (1745-1808), Т. В. Вален де Ла Мот (1729-1800), В. И. Баженов (1737 или 1738-1799), М. Ф. Казаков (1738—1812). Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Вален де Ла Мот построил здание Академии Художеств, Баженов — великолепный дом Пашкова, а Казаков — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первую городскую больницу. Дальнейшее строительство Петербурга, а также его пригородов: Царского Села и Павловска, связано с именами А. Д. Захарова (1761-1811), А. Н. Ворони-хина (1750-1814), Д. Кваренги (1744-1817) и, наконец, гениального К. И. Росси (1775 — 1849). Архитектором Захаровым было построено Адмиралтейство. Автор Казанского собора на Невском проспекте — Воронихин, по его проектам также возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Вершиной градостроительного искусства эпохи классицизма являются Дворцовая и Сенатская площадь в Петербурге (архитектор Росси). В духе классицизма работал скульптор Ф. И. Шубин (1740 — 1805). Он создал портреты-бюсты А. М. Голицына, М. Р. Паниной, М. В. Ломоносова. В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. М. Фальконе (1716-1791).

Живопись с XVIII в. развивалась, подражая западным образцам. В ней господствовало разделение на «высокий» и «низкий» стили. «Высокий» стиль прибегал к условному языку идеального искусства: живопись черпала сюжеты из Библии, мифологии, истории Греции и Рима. «Низкий» стиль — жанр, связанный с изображением обыденности. Достичь бессмертной славы «жанристу» было также невозможно, как и прозаику. Считалось, что только занятие «высоким» стилем могло свидетельствовать о «высоком даровании» художника и поэта.

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф. С. Рокотова (17357-1808), Д. Г. Левицкого (ок. 1735-1822), В. Л. Боровиковского (1757-1825). В портретах Рокотова впервые в русской живописи увековечены неповторимые черты его современников, глубоко передан внутренний мир, тончайшие переживания человека (портрет поэта В. И. Майкова). Особой одухотворенности образов художник достиг в женских портретах (портреты неизвестной в розовом платье, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, А. П. Струйской). Полотна Левицкого отличаются мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характеристик (портреты архитектора А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова, М. А. Дьяковой). В женских портретах Боровиковского передана тихая мечтательность, тонкие переживания и модная в то время чувствительность (портреты О. К. Филипповой, В. А. Шидловской, Е. А. Нарышкиной). Даже среди этих полотен особым лиризмом, одухотворенностью и красотой живописи выделяется портрет прекрасной и мечтательно-печальной М. И. Лопухиной.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летосчисления и календаря. По указу Петра I вместо прежнего счета годам от «сотворения мира» впредь, т. е. с 1 января 1700 г., предписывалось исчислять года от Рождества Христова, как это было принято в европейских странах. Правда Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция — торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры, потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших сословий исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования XVIII в. касались преимущественно привилегированных слоев населения и не затрагивали низшие сословия. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. Тем не менее, объективно они были необходимы, неизбежны, поскольку способствовали общему развитию России, без чего та не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран Западной Европы.