4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
Полемика славянофилов и западников оказала большое влияние на творчество Достоевского (1821 — 1881), который видел спасение русской культуры, имеющей мировое значение, в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека. Вместе с другими русскими мыслителями писатель разработал идеологию почвенничества, где основой возрождения признавалась особая национальная почва, состоящая из идеалов и ценностей русской православной культуры. Русский народ трактовался как оплот духовности и хранитель «соборности», которая доступна только «воцер-ковленным» членам православной общины. Почвенники стремились объединить народ и интеллигенцию, все классы и сословия.
Об уникальности и великом будущем русской культуры писали выдающийся русский культуролог, идеолог панславизма* Н. Данилевский (1822 — 1885). В мировой культуре он выделил десять культурно-исторических типов или цивилизаций. Среди них он особое место отводил молодому славянскому культурно-историческому типу, который объединяет все славянские народы во главе с Россией. Достижения славянской цивилизации в науках и искусствах еще незначительны, но мыслитель предрекал ей грядущий расцвет. Он полагал, что этот культурно-исторический тип сможет соединить все четыре сферы социокультурной жизни (религиозную, собственно-культурную, политическую и общественно-экономическую) и создать универсальную цивилизацию.
Соединить идеи всех предыдущих мыслителей попытался философ, критик, публицист и поэт В. С. Соловьев (1853—1900). В своих работах он утверждал необходимость синтеза религии, философии и науки, так как мир един, внутренне взаимосвязан — всеедин. Именно человек должен осуществить единение мира и Бога. Соловьев высказывал кощунственные с точки зрения ортодоксальной религии и богословия мысли: без человека нет деятельности Бога, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу, который не может существовать без него. Эволюция завершится переходом человечества в новое, высшее состояние — состояние Богочеловечества. Богочеловечество преобразит мир, победит хаос, энтропию (стремление к разрушению, распаду),
*Панславизм — идея объединения славянских народов под главенством русского царя.
человечество обретет бессмертие. Однако Соловьев полагал, что будущее альтернативно: возможен и вариант биологизации жизни, вырождение в «зверочеловечество», если рост материальных потребностей будет опережать развитие духовности.
С позиции философии всеединства Соловьев пытался осмыслить роль России в едином историческом процессе. Он выделял три силы, воплощенные в культурном развитии человечества: мусульманский Восток, западную цивилизацию и славянство. Восток, отрицая индивидуальную свободу, уничтожает человека и оставляет только бесчеловечного Бога. Запад бездуховен. И только в славянстве (особенно в России) действует третья сила — Божественная, которая может преодолеть тупики Запада и Востока. Тем самым признается особая миссия русского народа в деле единения наций. Возражая славянофилам, Соловьев писал, что не православие, а сильная государственная организация является наиболее яркой чертой русского народа. Православная церковь пребывает в подчинении у государства. Церковь, которая должна выступить в союзе с Российским государством, лучше всего могла бы быть представлена католицизмом, ибо он обладает опытом многовекового сотрудничества с властью, сохраняя в то же время свою самостоятельность. Характерно, что во имя осуществления этой идеи Соловьев в 1896 г. принял католичество и стал прихожанином двух церквей — православной и католической. Этот факт высоко оценивается современным папой римским Иоанном Павлом II.
Идея всеединства Соловьева сохраняет актуальность в современную эпоху глобальных проблем и разнообразных социальных раздоров, когда все более обостряется вопрос о необходимости сохранения человека, природы, культуры.
Под влиянием Соловьева в религиозно-философской области начала XX в. формируется движение за «новое религиозное сознание», которое строит свою программу в сознательном противопоставлении себя историческому христианству, которое ждет новых откровений, насыщено эсхатологическими* ожиданиями, создает утопию «религиозной общественности». Но рядом с этим «религиозно-мистическим возбуждением» религиозный процесс имел и другую форму — гораздо более выдержанную в тонах религиозного и исторического реализма, зовущего к духовной трезвости и выводящего на пути серьезного трудового преображения жизни. Эти мотивы прозвучали в замечательном сборнике «Вехи». От мистического самоупоения, от мечтательности и расплывчатых исканий авторы статей звали к труду, к «подвигу», к историческому реализму. К «веховцам» принадлежал выдающийся религиозный мыслитель Н. А. Бердяев (1874—1948).
Бердяев утверждал, что русская философская мысль своими корнями уходит в идею о богоизбранности русского народа, его мессианской роли в мировой культуре. Русская культура, по мнению философа, еще не играет определяющей роли в мировой жизни, так как она изолирована от европейского мира, но в ней уже созрели потенциальные духовные силы для осуществления мировых задач. Особенность пути России, с его точки зрения, во взаимодействии двух потоков всемирной истории — России и Великого Востоко-Запада. Бердяев считал, что русский народ — это единый великий народ, а не механическая смесь разрозненных частей, преследующих лишь свои интересы. Он должен отстаивать себя как целое, защищать свое место в мире. Кроме того, в книге «Судьба России» подчеркивается мысль об опасности космополитизма и необходимости защиты, сохранения больших и малых национальных культур. Бердяев писал и о соборности, которую он понимал, как осознание родства всех верующих во Христе.
На протяжении всей своей творческой деятельности Бердяев высказывал мысли об универсальном значении религии для личности, истории и культуры. В век Просвещения была порвана связь с религиозными истоками культуры, и установилось господство техники. Определив технику как искусство достижения результата при наименьшей трате сил, философ подчеркнул ее служебный характер, безразличие к цели приложения: техника — отличное от природы царство организованных тел, созданных человеком. В этой «новой реальности» человек становится придатком машины, не свободным для индивидуального творчества. Культурологический смысл этой проблемы в том, что техника враждебна свободе. Она, подчиняя огромные пространства, овладевает и огромными массами людей, организуя их в коллективы, где властвует безличный принцип18. Такую «переродившуюся» культуру Бердяев называет цивилизацией. С позиции христианского гуманизма он также критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как завершающие этапы реализации безрелигиозного, атеистического мировоззрения.
*Эсхатологпя — религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека.
В статье «О культуре» анализируется проблема соотношения «культуры» и «цивилизации» и делается акцент на религиозной, «культовой» обусловленности всякой подлинной культуры. Различие между культурой и цивилизацией философ видел, прежде всего, в различии ценностных ориентации в деятельности людей. Понимая религию как высшее выражение духовности, Бердяев
и культуру выводит из церковного культа: философия, архитектура, поэзия, музыка — все изначально заключено в культе. Культура духовна и символична. Цивилизация, напротив, есть сама жизнь в ее самодостаточности. Культура религиозна, а цивилизация атеистична. Культура органична, она имеет душу и предполагает высокое качество творца, она аристократична и ие-рархична. Цивилизация демократична и механична, ей нужна масса и равенство, а не свободная индивидуальность. В своей работе «Смысл творчества» он проанализировал соотношение демократического и аристократического начал в культуре, связав, как и его предшественник Ницше, упадок в культуре с господством массовой буржуазной культуры. Мыслитель полагал, что отказ от элитарной культуры приведет цивилизацию к гибели.
По глубокому убеждению Бердяева, история и культура — это не что иное, как проявление творческой мощи людей. Творчество, являясь фундаментальной характеристикой человека, способно избавить мир от существующего зла. Творчество священно, в нем осуществляется метафизическая встреча человека-творца с Богом-создателем. Целью творческого порыва выступает достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытие. Философ писал, что творец оправдывается своим творчеством. Творчество и свобода одной природы и, тем не менее, они различны. Для Бердяева, свобода — это, прежде всего, свобода духа человека, его сознания и самосознания. Человек свободен в своем выборе, он может принять Бога или отрицать Его, соответственно творчество может быть божественным или демоническим. Философ считал, что у русских слаб дар к творчеству культурных форм, но велика религиозная одаренность. По мысли Бердяева, эра соборного общества наступит, когда народ осознает ценность национальной мысли, выражающей религиозную сущность русского характера. Особенности эсхатологического и апокалипсического русского религиозного сознания заставили его предположить, что «русский народ по своей природе и по своему призванию есть народ конца, народ-мессия»19. Особое качество русской религиозности, делающее Россию избранной страной, Бердяев видел в ожидании Царства Божьего и в вере в то, что оно наступит после катастроф и страданий. Как считал философ, в бедах России немалая вина лежит на безответственной интеллигенции.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология