6.4. Основные функции культуры
Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции. К числу основных относятся информационная, коммуникативная, аксиологическая и социализаторская функции культуры.
Информационная функция культуры. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции в пространстве и времени знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в знаковых системах: устных преданиях, памятниках художественной культуры и искусства, научных, философских, религиозных и прочих сочинениях, навыках, умениях и др. Таким образом информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование,
не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием. И каждое новое поколение не начинает с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями, в свою очередь, обобщая, приумножая его. Поэтому культуру по праву считают социальной памятью коллектива, «негенетической» памятью человечества. Она содержит колоссальный объем информации о прошлом, настоящем и — как следствие — будущем человечества. Свойство культуры быть социальной памятью основано на действии механизма преемственности. Преемственность — это связь предшествующего и последующего состояния культуры, когда социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, не отрицается полностью, а в значительной степени усваивается новыми поколениями людей.
Преемственность реализуется в форме традиции. Традиции — это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени обычаи, порядки, правила поведения. Благодаря сохранению традиции в обществе поддерживается достигнутый уровень культуры. Разрыв, утрата традиции весьма опасны, так как грозят крахом народной культуры или снижением ее уровня, «одичанием» граждан, вследствие чего в обществе нарастает число конфликтов, потрясений.
Трансляция информации происходит не только во временном аспекте — от поколения к поколению, но и в рамках одного поколения — как процесс обмена опытом между обществами и социальными группами. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное обучение (приобретение новых знаний и умений) и воспитание (усвоение культурных норм). К нерефлексивным формам следует отнести стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим. Нерефлексивной формой трансляции культурного опыта является, например, формирование архетипов — спонтанных, неосознаваемых реакций человека на явления общественной и личной жизни. Коллективное бессознательное как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, имеющих культурное происхождение, не представлено отчетливо в сознании людей, не имеет исчерпывающего выражения на понятийном уровне. Тем не менее, оно в значительной степени определяет человеческую деятельность.
Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких социальных институтов, как семья, общая система образования, средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и др.), учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т. п.). С течением времени производство и накопление знаний идет все более быстрыми темпами. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Возрастание темпов прироста знаний приводит к увеличению скорости общественного развития. Таким образом, культура, исполняя информационную функцию, делает возможными процесс культурной преемственности, связь народов, эпох и поколений, различные формы исторического прогресса.
Коммуникативная функция культуры. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо, ведущее общественный образ жизни, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Посредством коммуникации происходит координация сложных действий, становится возможной сама общественная жизнь. Средством общения является язык как любая система знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Это и естественные языки, и специфические языки всех областей культуры — науки, искусства и др. Таким образом, культура, являясь формой накопления информации и передачи ее посредством знаковых систем (языка), делает возможными общение, объединение людей, координацию их деятельности.
Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически и на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, телевидения, кино, аудио и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. В культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и народы.
Увеличение коммуникативных возможностей культуры приводит к определенной утрате ее национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации. Тем не менее, проблем внутрикультурной и межкультурной коммуникации все еще достаточно. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества по принципу «свои» и «чужие». Все «чужое» кажется непонятным и враждебным. Солидарность между своими может сопровождаться настороженностью и неприязнью по отношению к чужим. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами становились нередко питательной почвой для их противостояния и вражды (крестовые походы европейских рыцарей против «неверных» сарацин, столкновения на религиозной почве католиков и протестантов, недавняя война в Югославии сербов и албанцев и т. п.). Истинная же причина напряженности и конфликтности отношений между различными сообществами коренится не в различии культур, а в особенностях биологической природы человека, таких врожденных инстинктах, как агрессия, эгоизм, ксенофобия и т.п. Для установления мира и согласия между различными социальными группами необходимо не стирание культурных различий, а превращение в норму отношений взаимную терпимость людей и культур, уважение к иным ценностям и ориентациям.
Аксиологическая (ценностная) функция культуры. Люди из всего многообразия природных и социальных явлений выбирают те, которые имеют для них значение. Поскольку степень значимости этих явлений для их жизнедеятельности неодинакова, постольку формируется определенная система ценностей общества или социальной группы, в которой они некоторым образом структурированы. От набора ценностей, их соотношения друг с другом зависит специфика общества, социальной группы. Ценности являются фундаментом и стержнем всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей. Доминирующая система ценностей влияет на решение проблемы смысла жизни каждым отдельным человеком, определение целей своей деятельности. Она ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения — культурные нормы. Тем самым она предупреждает возникновение разногласий, конфликтов, способствует улучшению взаимопонимания людей, их сплочению, консолидации.
Под влиянием общественной системы ценностей складываются ценностные ориентации индивидов. Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутреннего мира личности, закрепленные жизненным опытом и всей совокупностью переживаний человека и разграничивающие значимые, существенные для него явления от незначимых, несущественных. Ценностные ориентации существуют в форме философских (мировоззренческих), нравственных, политических и иных убеждений и принципов поведения человека. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим деятельность людей.
Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, когда она находит опору своей деятельности в себе самой, в системе принятых ею убеждений, принципов, норм. Поведение и деятельность такой личности характеризуются преемственностью, последовательностью, предсказуемостью. Неразвитые ценностные ориентации — признак инфантилизма, отсталости развития личности, когда поведение и деятельность человека в значительной степени отличаются хаотичностью, импульсивностью, непоследовательностью. Непоследовательность поведения может быть обусловлена и противоречивостью ценностных ориентации. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации определяет такие качества личности, как цельность, надежность, верность избранным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, упорство в достижении цели. Таким образом, культура, продуцируя и транслируя системы ценностей, выступает организующим и регулирующим общественную жизнь фактором.
Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения той общественной среды, в которой они живут. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, сложившихся в нем форм жизни. В обществе, как ь в природе, постоянно происходит эстафета жизни, люди рождаются и умирают. Появившись на свет, человек, в отличие от животного, почти не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Громадное значение как социализирующий институт (форма организации и регулирования общественной жизни) имеет семья. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно и бессознательно перенимают дети, предопределяя во многом сценарий своей жизни на десятилетия вцеред. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых. Детство является важнейшим периодом социализации, во время которого примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Но социализация не заканчивается в детстве. Она является непрерывным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.
Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Тем самым человек программируется на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей. Исследования социологов показали, что в среде рабочих больше ценится исполнительность и послушание, чем инициатива и свободомыслие, тогда как в образованных слоях общества — наоборот. Мальчиков воспитывают, поощряя активность, самостоятельность, смелость, от девочек требуют благовоспитанности, аккуратности, домовитости. Почти во всех культурах считается, что мужчина обязан обеспечивать благосостояние семьи, женщина — растить детей и вести домашнее хозяйство. Для эффективности социализации большое значение имеет экономическая и политическая обстановка в обществе. В кризисные периоды, когда происходит значительный пересмотр системы ценностей, идеалов и норм жизни, социализация индивидов протекает более сложно. Об этом свидетельствуют наблюдаемые в обществе вспышки асоциальных форм поведения — преступности, наркомании, проституции, коррупции и прочего.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1 Что такое артефакт? 2. Что такое знак? Какая разница между знаком-сигналом и знаком-символом? 3. Что является предметом исследования таких наук, как семиотика и семантика? 4. Что такое семантическое пространство культуры? 5. Чем отличается культурологическое понятие «текст» от аналогичного обыденно-разговорного понятия? 6. Что означает понятие «контекст», «подтекст»?
7. Что такое язык? Какие существуют типы языков?
8. Что такое ценности, идеалы, нормы культуры? 9. Каковы основные функции культуры?
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология