logo
Культорология

Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры

17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси (Е. П. Нарижная)152

17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях (Е. П. Нарижная)…………………………………………………………………………… 156

17.3. Белорусский Ренессанс и христианский гуманизм……………………………………... 156

17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII-XVIII вв.

(Е. П. Нарижная)…………………………………………………………… 159

17.5. Белорусская культура XIX — начала XX века (В. В. Кривоносова, Е. П. Нарижная) 164

17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции (В. В. Кривоносова,

( Е. П. Нарижная)………………………………………………………………… 171

17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве (В. В. Кривоносова) 174

Вопросы для самопроверки

Заключение (А. С. Неверов)…………………………………………… 180

Цитируемая литература………………………………………………………………… 181

Литература……………………………………………………………………………... 185

ПРЕДИСЛОВИЕ

Приоритет в формировании мировоззрения современного студента принадлежит гуманитарным дисциплинам: истории, философии, политологии, этике, эстетике и др. Только всесторонне образованный человек с высоким уровнем общей культуры может найти новые, нетрадиционные решения социальных проблем, что так необходимо в условиях рыночной экономики, которая складывается в нашей республике. Быстрота, нестандартность мышления специалистов будут определяться не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и эрудицией, широтой кругозора. Общее культурное развитие, широкая гуманитарная подготовка — это катализатор познания. Среди гуманитарных дисциплин, которые активно влияют на подготовку будущих специалистов, важную роль играет новая дисциплина — культурология, которая в настоящее время преподается во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь. Именно она должна восполнить тот пробел в области изучения и понимания культуры, который еще недавно был характерен для республиканской системы высшего образования в целом и общественных наук в частности. Обществоведами игнорировался тот очевидный факт, что многие социальные изменения опосредованы культуросо-зидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, норм и идеалов, изменением мировоззренческих ориентиров, выработкой новых духовных практик, перестройкой мировидения и менталитета. Поэтому наша республика оказалась во многом неподготовленной к переменам во всех сферах общественной жизни, что привело к системному кризису культуры в целом, подлинному духовному кризису, дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации. Восстановлению гуманистических общественных идеалов должна предшествовать мыслительная деятельность по пониманию и осознанию значения и ценности культуры. Вследствие этого представляется вполне оправданным и необходимым введение в систему высшего образования общеобразовательной дисциплины «Культурология».

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и Программой для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 24.01.2000 г., и включает в себя всю необходимую тематику по курсу «Культурология». Основные задачи пособия: дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, источниках и механизмах культурной динамики, типологии культуры, проблемах ее исторической эволюции (первые две части пособия); познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры (третья часть пособия). Знакомство с исторической динамикой культуры позволит студентам уяснить причины ее взлетов и падений, глубже осознать фундаментальную роль культуры в жизни человека; способствовать обогащению внутреннего духовного мира студентов как части молодежной субкультуры, развитию их нравственных эстетических чувств, пробуждению интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мировой и отечественной культуры.

Авторы пособия оставляют за собой право отдельные темы курса освещать конспективно, а некоторые, не имеющие существенного значения для специалистов негуманитарного профиля, исключать вообще. Это не противоречит учебной Программе, которая предусматривает вариативность преподавания культурологии в различных вузах.

Авторы