Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси (Е. П. Нарижная)152
17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях (Е. П. Нарижная)…………………………………………………………………………… 156
17.3. Белорусский Ренессанс и христианский гуманизм……………………………………... 156
17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII-XVIII вв.
(Е. П. Нарижная)…………………………………………………………… 159
17.5. Белорусская культура XIX — начала XX века (В. В. Кривоносова, Е. П. Нарижная) 164
17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции (В. В. Кривоносова,
( Е. П. Нарижная)………………………………………………………………… 171
17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве (В. В. Кривоносова) 174
Вопросы для самопроверки
Заключение (А. С. Неверов)…………………………………………… 180
Цитируемая литература………………………………………………………………… 181
Литература……………………………………………………………………………... 185
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приоритет в формировании мировоззрения современного студента принадлежит гуманитарным дисциплинам: истории, философии, политологии, этике, эстетике и др. Только всесторонне образованный человек с высоким уровнем общей культуры может найти новые, нетрадиционные решения социальных проблем, что так необходимо в условиях рыночной экономики, которая складывается в нашей республике. Быстрота, нестандартность мышления специалистов будут определяться не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и эрудицией, широтой кругозора. Общее культурное развитие, широкая гуманитарная подготовка — это катализатор познания. Среди гуманитарных дисциплин, которые активно влияют на подготовку будущих специалистов, важную роль играет новая дисциплина — культурология, которая в настоящее время преподается во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь. Именно она должна восполнить тот пробел в области изучения и понимания культуры, который еще недавно был характерен для республиканской системы высшего образования в целом и общественных наук в частности. Обществоведами игнорировался тот очевидный факт, что многие социальные изменения опосредованы культуросо-зидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, норм и идеалов, изменением мировоззренческих ориентиров, выработкой новых духовных практик, перестройкой мировидения и менталитета. Поэтому наша республика оказалась во многом неподготовленной к переменам во всех сферах общественной жизни, что привело к системному кризису культуры в целом, подлинному духовному кризису, дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации. Восстановлению гуманистических общественных идеалов должна предшествовать мыслительная деятельность по пониманию и осознанию значения и ценности культуры. Вследствие этого представляется вполне оправданным и необходимым введение в систему высшего образования общеобразовательной дисциплины «Культурология».
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и Программой для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 24.01.2000 г., и включает в себя всю необходимую тематику по курсу «Культурология». Основные задачи пособия: дать целостное представление о культуре, ее сущности и особенностях, структуре и функциях, источниках и механизмах культурной динамики, типологии культуры, проблемах ее исторической эволюции (первые две части пособия); познакомить студентов с многовековой историей мировой и отечественной культуры (третья часть пособия). Знакомство с исторической динамикой культуры позволит студентам уяснить причины ее взлетов и падений, глубже осознать фундаментальную роль культуры в жизни человека; способствовать обогащению внутреннего духовного мира студентов как части молодежной субкультуры, развитию их нравственных эстетических чувств, пробуждению интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мировой и отечественной культуры.
Авторы пособия оставляют за собой право отдельные темы курса освещать конспективно, а некоторые, не имеющие существенного значения для специалистов негуманитарного профиля, исключать вообще. Это не противоречит учебной Программе, которая предусматривает вариативность преподавания культурологии в различных вузах.
Авторы
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология