16.3. Культура России XIX века
Начало XIX в. осветила «александровская весна» — кратковременный период либеральных проектов и надежд, перешедший в откровенную реакцию, последовательным проводником которой стал А. А. Аракчеев. Особенно губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Объединенное с Синодом в 1817 г. Министерство просвещения, по меткому выражению Н. М. Карамзина, превратилось в «Министерство затмения». Правительство Николая I не только продолжило линию на клерикализацию школы, утверждение сословного принципа образования, но и установило полицейский контроль над высшей школой, в которой видело рассадник опасного вольнодумства. С. С. Уваров, бывший министром просвещения в 1833-1849 гг., не скрывал стремления «умножать, где только можно, число умственных плотин».
Преобразования Александра II, отменившего крепостное право, проведшего затем земскую, судебную, военную и другие реформы, затронули и народное просвещение. Основным типом начальных учебных заведений в России становятся земские школы. Созданы два типа гимназий — классические и реальные, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля. Благодаря реформе средней школы за 20 лет (1864 — 1883) число учащихся гимназий увеличилось втрое - с 28 000 до 93 000. В 1863 г. Александр II утвердил новый университетский устав, предусматривавший автономию профессорской корпорации (выбор лекционных курсов, создание новых кафедр, присвоение ученых степеней), но подчинял студентов обязательному плану обучения (посещение лекций, переводные экзамены). Либеральный устав действовал до 1884 г., когда профессора университетов снова были вверены правительственному и чиновничьему контролю. За 20 лет (1864 —1885) число студентов увеличилось втрое — с 4300 до 13 000 человек. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Во второй половине XIX в. вузы России закончили около 70 тысяч студентов, из них 1500 женщин. Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях, училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это позволило поднять общеобразовательный уровень граждан, их самосознание и нравственные качества, сделать важный шаг в развитии науки, литературы, искусства, изменить к лучшему социально-политический и экономический уклады страны.
Во многом благодаря реформам в образовании XIX в. завершил великую революцию — переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Неотъемлемым элементом этой культуры был дворянский этикет, который в XIX в. превращается в нечто само собой разумеющееся, в то, без чего не может обойтись ни один, считающий себя воспитанным, человек. Его распространение диктовалось рядом вполне объективных причин: со старым укладом и полуварварскими привычками нельзя было рассчитывать на вхождение в общеевропейское сообщество.
Рост образованности оказал большое влияние на развитие самосознания нации, понимание места России в мировом сообществе. В XIX в. появилась «бессословная интеллигенция», которая выступила носителем новой духовности, в основе которой лежала идея сохранения моральных устоев народа: высокой нравственности, коллективизма, взаимопомощи, любви к Отечеству и др. Положительное влияние на общество оказали и культурные контакты с другими странами. Война с Наполеоном была своеобразным «окном в Европу» для образованной части русского офицерства, познакомившегося с бытом и культурными традициями европейских народов.
Значительную роль в духовном прогрессе общества сыграла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаваться различные журналы. С 1802 г. Н. М. Карамзин начал издавать журнал «Вестник Европы», позже появились «Московский Меркурий», «Друг просвещения», «Российская словесность», «Северный вестник» и др. В середине XIX в. появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура — залог подъема письменной литературы. В 1858 г. правительство разрешило обсуждать в печати вопросы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 г. количество периодических изданий достигло 230 наименований. Одновременно росли тиражи и число наименований книг. Только в 1860 г. вышло 2085 книг. В 1890 г. Россия становится третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству издаваемой литературы.
В 1814 г. в Петербурге открывается первая в России публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем, в 1862 г. — крупнейшая библиотека при Румянцевском музее в Москве. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных, а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля — исторические, естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные. В 1856 г. начинает работу художественная галерея П. М. и С. М. Третьяковых, которая приобрела общенациональное значение.
Больших успехов добилась и наука в XIX в. Россия вошла в число ведущих научных центров мира. Известность приобрели такие ученые, как Н. М. Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии), Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии), А. М. Бутлеров (создатель теории химического строения), И. М. Сеченов (основатель русской физиологической школы, автор работы «Рефлексы головного мозга»), Д. И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), К.А.Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе), И. И. Мечников (один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии), К. Э. Циолковский (один из создателей теории космонавтики и космических аппаратов).
Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций, которые принесли русской науке бесспорный приоритет в открытии Антарктического материка и целого ряда ранее неизвестных островов. Во второй половине XIX в. получили развитие новые отрасли естествознания: почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия. В России впервые начали создаваться различные научно-технические общества. Большое значение для становления русской культуры имел выход в свет «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, над которым он трудился около 50 лет.
Самый весомый вклад в мировую культуру XIX в. Россия внесла в области литературы: В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. Н. Майков, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Г. Короленко. Величайшим достижением всей русской литературы и культуры является творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.
Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются имена М. И. Глинки (1804 — 1857) и П. И. Чайковского (1840-1893). Глинка является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки. Творческая деятельность П. И. Чайковского включала в себя несколько направлений и везде поражала талантом. Непревзойденный симфонист («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.); реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое рзеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»); создатель нового типа оперы («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.) оставил потомкам шедевры мирового значения. Воплощая в скрипичных и фортепьянных концертах, симфонической музыке темы и образы русской литературы, Чайковский стал по-настоящему национальным композитором.
Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.
Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О. А. Кипренский (1782-1836) и С. Ф. Щедрин (1791-1830). Первый известен главным образом как портретист: «Автопортрет с кистями за ухом», «А. С. Пушкин», «Е. П. Растопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто». В творчестве К. П. Брюллова (1799 — 1852) романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия».
С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению, развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И. Е. Репина (1844 — 1930) и В. И. Сурикова (1848 — 1916). Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также многочисленные портреты — «Протодьякон», «Мусоргский». Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове». Выдающимися художниками-реалистами были также И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, П. А. Федотов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.
Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А. Н. Островского, творческая судьба которого была связана с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница». Выдающимся актером на русской сцене был М. С. Щепкин.
Таким образом, XIX век — это особый период прогресса во всех сферах жизни российского общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. Все это позволило назвать данный период «золотым веком» русской культуры.
Несмотря на все грандиозные достижения культуры «золотого века», глубокий культурный раскол не был преодолен. По переписи населения в России в 1897 г. было только немногим более 20 % грамотных. Роковым для страны стал террористический акт 1 марта 1881 г., нарушивший равновесие двух линий в культуре. Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. «Золотому веку» русской культуры наступил конец. Хотя был еще «серебряный век», культурный созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать вскипающую волну революционного нигилизма.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология