logo
Культорология

Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики

Культура никогда не остается неподвижной: с момента возникновения она развивается, распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений к будущим, деградирует. Культурная динамика — это изменение черт культуры во времени и пространстве под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Существует два типа культурных изменений: культурная инновация и трансляция уже известных культурных явлений.

Культурная инновация — впервые появляющиеся в данной культуре феномены в результате изобретения или заимствования из других культур. Видами культурной инновации являются открытия и изобретения. Открытие — это получение новых, ранее неизвестных знаний о мире. Изобретение — это новая комбинация известных культурных элементов. Изобретения подразумевают не только технические, технологические и научные инновации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления. Темп прироста открытий и изобретений в истории человечества постоянно возрастает. Существенное ускорение этого процесса началось 10—12 тысяч лет назад, когда люди перешли от первобытного образа жизни к цивилизованному. Этот рубеж отмечен такими наиболее примечательными в истории общества инновациями, как изобретение колеса, плуга и письменности. А последние 10 тысяч лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его далекий предок узнавал за всю жизнь. Половину всех своих знаний человечество получило в XX в.

Существуют различные подходы к объяснению источников культурной динамики. Напомним, что, с точки зрения К. Маркса, динамическое равновесие между производительными силами и производственными отношениями постепенно нарушается, производственные отношения начинают отставать от производительных сил, становятся тормозом научно-технического прогресса. Падает производительность труда, снижается уровень благосостояния граждан. В обществе нарастают кризисные явления, делающие необходимым процесс серьезных обновлений в различных сферах культуры (экономике, политике, морали и так далее).

Ф. Ницше связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, который присущ элитной касте общества, — касте духовных аристократов. Они являются проводниками противоположных космических, природных сил, обозначенных понятиями аполлонического и дионисийского начал. Борьба этих начал обусловливает развитие культуры. Апол-лоническое и дионисийское начала неразрывным образом взаимосвязаны подобно силам действия и противодействия: чем больше сила действия, тем больше сила противодействия. Чем больше в определенный период времени на первый план в культуре или творчестве человека выходит одно из начал, тем стремительнее и сильнее обратная реакция противоположного начала. Таким образом — через нарушение динамического равновесия аполлонического и дионисийского начал жизни и восстановление этого равновесия — Ницше трактует источник развития культуры.

По 3. Фрейду, источник развития культуры коренится в бессознательной части психики человека. В ней находятся стихийные влечения, среди которых основным и объединяющим всех людей является инстинкт продолжения рода, половой инстинкт — либидо. Либидо — главная направляющая сила человеческого поведения. При этом энергия либидо находит выход не только в половом акте. Она может трансформироваться в энергию других видов деятельности, культурное творчество. Предпосылкой культурного творчества, считал Фрейд, является неудовлетворенность сексуальных влечений. Все художественное творчество, связанное с европейским рыцарством, и даже их военно-религиозные подвиги, вдохновлялись культом «прекрасной дамы», предполагавшим облагороженное и сознательно обузданное сексуальное поведение.

Вспомним еще одну теорию, объясняющую поступательное движение культуры, которая была изложена Л. Н. Гумилевым. В регионе, оказавшемся под воздействием пассионарного толчка, начинают рождаться люди, обладающие свойством пассионарности, — пассионарии. Они отличаются повышенной энергией, страстностью, горячностью, стремлением к созданию чего-то нового, ранее не существовавшего. Ради овладевших ими идей, они готовы пожертвовать и своей собственной жизнью, и жизнями других. Именно эти «экстремальные особи» организуют этнос в единство, завоевывают для него территорию, создают его особую, неповторимую культуру (сегодня пассионариями называют А. Македонского, Чингис-Хана, Наполеона Бонапарта, В. И. Ленина и др.). Постепенно количество пассионариев в этносе уменьшается. Однако эстафету творческой деятельности подхватывают «гармоничные особи», у которых пассионарности уже не хватает на подвиги и геройство, но достаточно для продуктивной интеллектуальной и физической деятельности. Творческие процессы в этносе затухают, когда в нем начинают преобладать субпассионарии — люди вялые и никчемные, ориентированные, прежде всего, на собственное удовольствие. Поэтому, по мнению Гумилева, культура — это воплощенная в материальные и духовные ценности пассионарность, а ее культурная динамика определяется энергетикой этноса.

Изменения в культуре протекают неравномерно во времени. Многие сферы жизнедеятельности людей подвержены чередованию подъема и спада активности, что проявляется в темпах и ритмах движения культуры в целом. Изменения в культуре могут происходить в форме взрывных процессов и постепенных, как отмечал Ю. М. Лотман. Эти процессы в истории культуры неразрывным образом взаимосвязаны, один вид не может существовать без другого. Например, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. Новое в науке или искусстве всегда есть «осуществление неожиданного», и даже иногда может быть не своевременным. Новое в технике всегда обусловлено и стимулируется практическими потребностями и выступает «реализацией ожидаемого».

Если изменения носят внезапный и резкий, взрывной характер и приводят к коренному перевороту системы культурных ценностей, то есть к отказу от сложившейся системы ценностей и принятию принципиально новой системы, то можно говорить о революции. Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению — о менеджерской революции и так далее. Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, открытия последних 10 тысяч лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению животных и окультуриванию растений.

Неолитическая революция происходила на протяжении многих тысячелетий. Поэтому возникает вопрос: применим ли к данной трансформации человеческого общества термин «революция»? Несмотря на продолжительность этого переходного периода, он все же представляет собой мгновение по сравнению с миллионами лет предшествующей истории, так что вполне может быть назван революцией.

Процесс частичных преобразований в какой-либо сфере культуры и жизни, не приводящий к изменению базисных ценностей общества, называется реформой. Реформы — целенаправленный, заранее планируемый и определенным образом организуемый процесс в отличие от культурных революций, в которых гораздо больше элементов стихийности. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс. Регресс включает в себя и моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам.

Развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности. Через такие социокультурные институты, как семья, традиции, система образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры культурное наследие предшествующих эпох транслируется каждому новому поколению. В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, но что-то добавляется и новое. При этом некоторые утраты оказываются невозвратимыми, а некоторые, по мере потребности, частично восстанавливаются.

Преемственность в развитии культуры существует тогда, когда от поколения к поколению передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. Разрыв культурной цепи происходит и в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 г. в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в странах СНГ вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народов.

Если в историческом измерении (то есть во времени) развитие культуры обеспечивается преемственностью, то в географическом плане (в пространстве) ту же самую функцию выполняют процессы взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от материальных и духовных достижений других человеческих коллективов. Взаимное проникновение культур различных обществ называется культурной диффузией. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Культурная диффузия имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Остроту этой проблемы раньше недооценивали, неоднократно в истории одна нация поглощала другую, растворяя в себе практически без остатка культуру покоренного народа как, якобы, менее развитую и поэтому менее ценную. Так было во времена европейской колонизации во многих странах Америки и Африки. Этот процесс получил название культурной ассимиляции.

С середины XX в. сохранение культурного своеобразия и многообразия стало приоритетной целью культурной политики ООН. Во многих странах сейчас происходит переориентация культурной политики с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Следует отметить и такой феномен социокультурной динамики, как культурная экспансия, что означает расширение влияния некоторой национальной культуры за пределы своей исторической родины. Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира.

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру вследствие огромного прогресса средств массовой информации, средств транспорта, открытости границ для культурного влияния и расширяющегося культурного общения дало основание говорить о процессе глобализации современной культуры. Как показывает практика, легче всего в мировом масштабе распространяются достижения техники, естествознания и точных наук. Сравнительно свободно усваиваются другими народами наиболее яркие открытия и новшества в области искусства и литературы. Достаточно восприимчивы к взаимовлияниям даже языки, о чем свидетельствуют многочисленные иноязычные слои в любом развитом языке, а также неуклонный рост международной терминологии, понятной человеку любой национальности. Однако во всякой национальной культуре есть область, где взаимопроникновение сводится к минимуму или вообще исключается. Это фольклор, чисто национальные художественные стили, нравы и обычаи, бытовая фразеология и т.п. Таким образом, процесс глобализации не означает утраты культурного своебразия. Общечеловеческая, мировая культура и существует, и будет развиваться как органическое сочетание единства и многообразия.

Большой интерес представляет вопрос о субъектах культурной динамики — то есть генераторах и проводниках культурных изменений. Среди них, в первую очередь, следует отметить поколение — совокупность сверстников, объединенных общим мироощущением, общими идеалами и целями и внесших заметный вклад в историю своего народа. Классовые, сословные, профессиональные и иные различия между людьми отходят при этом на второй план, и определяющим становится духовное единство данной возрастной группы. Примерно через каждые 30 лет в качестве творцов культуры выдвигается новое поколение, которое в соответствии с извечным конфликтом «отцов» и «детей» далеко не во всем разделяет идеи, взгляды и вкусы своих родителей. Реализуя свои способности в постоянном споре с «отцами», именно «дети» в конечном счете, двигают вперед культуру и историю. Если разрыв между идеалами «отцов» и «детей» слишком велик и непримирим, возникает реальная опасность революции.

Еще одним субъектом культурной динамики является интеллигенция и шире — интеллектуалы. Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность расшатывания нормативной системы культуры. Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей, а не от худшей части общества, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Русский религиозный мыслитель и писатель В. Розанов (1856—1919) в духе этой идеи писал, что российскую империю погубила литература. Он имел в виду ее сатирическую струю. Фонвизин и Грибоедов осмеяли дворянство, Островский — купечество, Щедрин — чиновничество, Лесков — духовенство. Когда традиционные опоры общества были подрублены, наступила эпоха нигилизма — полного отрицания традиций, ценностей и норм отечественной культуры. Большевикам оставалось лишь завершить эту литературную работу. В советский период именно просветительская и критическая деятельность интеллигенции, в конечном счете, привела к реформации общества.

Субъектом культурной динамики выступают, конечно же, и выдающиеся личности, внесшие значительный вклад в развитие определенных сфер культуры. Судьбы этих выдающихся личностей, как показывает история, складывались по-разному, и далеко не каждый из них был оценен по заслугам своими современниками. Бывало, что открытия и изобретения, идеи и теории получали признание и распространение спустя десятилетия и даже столетия после смерти их авторов. Например, Конфуций, деятельность которого как «учителя нации» беспрецедентна в мировой истории, оказал огромное влияние на последующий ход развития Китая. Однако его социально-этическое учение было востребовано только через триста лет после его смерти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

/. Что такое культурная динамика? 2. Каковы внутренние и внешние источники культурной динамики? 3. Что такое культурная инновация и каковы ее основные виды? 4. Что принято понимать под прогрессом и регрессом? 5. Что такое культурная диффузия? 6. Какой процесс получил название культурной ассимиляции? 7. В чем феномен культурной экспансии? 8. Кто является носителем (субъектом) культурной динамики?