12.1. Культура Византии
В 658 г. до н.э. была основана колония Византия. Она располагалась в благоприятнейшем месте: узкий пролив Босфор (который соединяет Черное и Мраморное моря) создавал прекрасные условия для торговли и развития промышленности. Византия собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно. Эти средства помогали в развитии хозяйства. Византия вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи — Константинополь, названная по имени императора Константина. Город имел большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения и довольно скоро стал считаться центром европейской цивилизации средневековья. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под влиянием которых римская империя постепенно реформировалась. Дело в том, что римская, или ромейская, культура встретились на Востоке с иудейской, персидской и эллинской культурами. Сплав этих культур (и противопоставление, и тесное сближение) создал уникальную культуру, которую и характеризуют как византийскую. Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается, так как наряду с процессом эллинизации Востока для греческой культуры характерен процесс ориентализации. Административная и бюрократическая система, появление кодексов, местного права, философские и богословские споры с иудейскими и эллинскими воззрениями — все это служит свидетельством переплетения различных структур в рамках византийской культуры. Специфическую роль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянская иммиграция. По сути, она определила этнографический переворот. Юстиниан и Гераклий — цари VI и VII вв. — смогли организовать отношения со славянами, что дало империи определенное преимущество. Славянские племена получали разрешение на размещение по западным и восточным провинциям Византии на свободных землях с гарантией невмешательства во внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой и выполняли роль пограничных войск.
В истории византийской культуры особую роль сыграла христианская (православная) идеология. Богословско-философская традиция опиралась на «Ареопагитики», корпус текстов, приписываемых Дионисию Ареопагиту (т. е. члену афинской судебной коллегии — Ареопагу). Данное авторство маловероятно, поскольку Дионисий упоминается в «деяниях апостолов» как лицо, обращенное в христианство самим апостолом Павлом, тексты же «Ареопагитик» написаны под сильным влиянием Прокла (412—485) — философа-неоплатоника. Главная тема «Ареопагитик» — «таинственное богословие», в основе которого лежит идея неопределимости и неописуемости Бога. Бог есть неизреченный мрак, описывать который можно только отрицательным образом (т. е. указывать, чем он не является). Такое богословие называется апофатическим (отрицательным) в отличие от распространенного в Западной Европе катофатического (положительного) богословия. Учение Псевдо-Дионисия Ареопагита получило официальное признание в Византии благодаря его истолкованию Максимом Исповедником (580—662).
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес Иоанн Златоуст (ок. 350—407), выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались редким успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил милосердие выше всяких чудес. Однако на уровень настоящей теории христианство поднялось благодаря выдающемуся богослову, философу и поэту Иоанну Дамаскину (ок 675— до 753), автору фундаментального философско-теоретического труда «Источник знания». Именно он завершил и систематизировал греческую патристику, так называемое учение «отцов церкви». Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.
Еще одной особенностью византийской культуры является ее высокая политическая культура, получившая воплощение в византийском праве. В его основе — политико-правовая доктрина, сформированная в основных чертах при императоре Юстиниане I (482—565). Согласно этой доктрине императорской власти приписывалось божественное происхождение. Однако, хотя императоры могли издавать и изменять законы, им не позволялось ставить себя выше закона. В Византии декларировался так называемый принцип симфонии церкви и государства, но фактически византийский император являлся главой церкви. В отличие от Западной Европы в Византии отсутствовала феодальная доктрина вассалитета и условного характера собственности. Доминировало право полной, безусловной собственности на землю, восходившее к римским правовым принципам. Политическая идеология Византии отличалась ярко выраженным консерватизмом. Ее характеризовали идеалы божественного всемогущего императора, повелителя ойкумены, и священной, единственной империи, воплощающей Царство Божие на земле.
Важнейшая составляющая политической культуры Византии — образ идеального государя. При оценке деятельности того или иного императора византийские авторы соотносили с идеальным образом конкретные черты и достоинства описываемых ими правителей. В законодательном сборнике патриарха Фотия «Исагога» (IX в.) были сформулированы и важнейшие добродетели государя: он не подвержен гневу, умерен, одинаково милостив, беспристрастен и ровен со всеми и «никого не преследует, руководствуясь враждой, но раздает награды в соответствии с добродетелью каждого». К царским добродетелям Львом VI Мудрым (886—912) были добавлены: воинская доблесть, знатность происхождения, искусство законодателя и строителя. Его сочинения «Тактика» и указы-новеллы пронизаны идеей величия, исключительности «дарованной ему богом» державы и его собственной в ней роли. С этого времени церемониальная торжественность правительственных распоряжений, глубокое убеждение в превосходстве ромеев над всеми иными народами, в идеальности их общественного устройства, в могуществе их армии, в чистоте и величии культуры стали неотъемлемой чертой существования Византии.
Вершиной официальной политической мысли в X в. стала система воззрений Константина VII Багрянородного (905— 959). В своих трудах он изложил не только политическую доктрину и учение об императорской власти, но и учение о нравственных ценностях верноподданного византийца. В сочинении «Об управлении империей» Константин утверждает тезис о наследственной власти в своем роду уже как порядок, санкционированный богом. Под божественной защитой император правит «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью», «как раб и слуга божий», имеющий «страх божий», который гарантирует от совершения недостойных дел. Если василевс забудет «страх божий», он неизбежно впадет в грехи, превратится в деспота, не будет держаться установленных отцами обычаев и по проискам дьявола, совершит недостойное и противное «божьим заповедям», станет ненавистным народу, синклиту и церкви, будет недостоин называться христианином, лишен своего поста, подвергнут анафеме, и, в конце концов, убит как «общий враг» любым ромеем52.
Проблема власти стала одним из самых острых вопросов жизни общества в XI в., ставшем столетием переворотов. На престоле сменилось 14 императоров. Внутренний кризис выразился в ожесточенной борьбе за власть между гражданской знатью и военной аристократией. Резко возросло внимание и к самой личности василевса. С одной стороны, он «помазанник божий», а с другой, он человек, и поэтому несовершенен. Изъяны в добродетелях, в нравственном облике императора использовались оппозицией для диффамации (опорочения) венценосца как недостойного власти. Крупнейший византийский писатель Михаил Пселл (1018 — 1078/79) возрождает идею о посте главы государства как магистрате, должности. Для служения государственному благу необходимы и ученость, и знание законов, и контроль со стороны синклита, поскольку василевсы — люди, зачастую склонные к жестокости, безрассудству, расточительности и т. д. И в то же время образ государя еще больше обретал черты средневекового рыцаря, все больше восторга вызывают два качества: щедрость и мужество, причем мужество личное, демонстрируемое в бою. Не только талант полководца, но искусство владения оружием отличают идеального государя.
Выдающееся место в политической культуре Византии занимала дипломатия, бывшая самой влиятельной и изощренной системой в Европе и на Ближнем Востоке. Для нее была специфична тесная связь с политической доктриной исключительности византийской империи, с тезисом о ее особой миссии в истории человечества. Для византийской дипломатии окружающий мир делился на ойкумену (цивилизованное пространство) и варварские земли. Последние в глазах византийцев представлялись как населенные дикими и экзотическими существами, включая, например, птиц с человеческими лицами и собакоголовых людей. Ойкумена считалась принадлежащей василевсу, все правители христианского мира рассматривались как его подчиненные. Это выражалось в размещении правителей иных государств на определенных ступенях «семейственной» иерархии в качестве «сыновей», «внуков», «братьев», «друзей» императора, в наделении их византийскими титулами и должностями в государственном аппарате. Никто из иностранных правителей не мог стать вровень с василевсом, однако степень этого неравенства была различной. Одна из главных целей любой встречи императора с иностранными представителями заключалась в том, чтобы четко установить разделяющее их расстояние.
Византия смогла превратить дипломатию в главный инструмент своей внешней политики, поскольку она руководствовалась правилом — чтобы управлять народами, надо их знать. Каждый из варварских народов империя старалась заставить служить своим интересам, а для этого на протяжении значительного времени тщательно собирались сведения об этих народах, изучались их история, быт, нравы, обычаи, материальные ресурсы, организация власти, военное дело, характер их отношений с соседями. Дипломатия способствовала развитию торговых связей, а их расширение, в свою очередь, использовалось Византией как одно из сильнейших орудий своей дипломатии. За купцом обычно следовал миссионер. Распространение христианства также было одним из важнейших дипломатических средств укрепления византийского влияния. В противоположность папскому Риму, который не допускал церковной службы на местных языках, Византия облегчала своим миссионерам дело распространения христианства, разрешая службу на любых языках и переводя Священное Писание на языки новообращенных народов.
Духовенство, зависимое от Византии, играло огромную роль в варварских государствах, нередко как единственный носитель грамотности и образованности. Византийское правительство также охотно привлекало ко двору родственников соседних правителей и знатных иностранцев, приобщая их к высотам греко-римской культуры.
Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошь и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей. В зодчестве Византии еще с VI в. начинает развиваться тип купольной архитектуры, определившей всю дальнейшую историю византийской архитектуры. Христианская мысль видела в храме воплощение мироздания и ассоциировала свои идеи с купольным сводом, под которым совершалось богослужение. В более ранних храмах купол еще примыкал к апсиде в восточной части храма, однако впоследствии сложилась центрально-купольная система, ставшая единственно принятой, преимущественно в виде крестово-купольной композиции. Примером постепенного формирования крестово-купольной композиции служит храм Успения в Никее (нач. VIII в.), храм св. Софии в Фессалонике (первая половина VIII в.), храм Климента в Анкаре (VIII в.).
Постепенно площади храмов уменьшались, что сопровождалось устремлением ввысь их пропорций, усилением их вертикальной оси с целью выделить храмы среди окружающей застройки. С течением времени все большее значение приобретала общая композиция. Художественные качества архитектурного произведения стали отчетливее выражаться в связи интерьера и фасадов. Византийский духовный канон организовывал внутреннее пространство храма главным образом с помощью живописи. Своды, купола и ниши украшали, прежде всего, мозаиками. В храме св. Софии апсида храма была покрыта мозаикой, изображающей Богоматерь с младенцем на коленях и стоящих по бокам двух ангелов. Над входом была помещена мозаика, воплощающая идею союза императора и церкви. В этой сцене император Лев Мудрый представлен коленопреклоненным перед Иисусом Христом. Ритуальный характер сцены выражен в ее идее — передать связь императора с Богом. Только перед Христом преклоняется император, и только император достоин этого акта.
Покрывая стены церквей росписью, живописцы обязаны были следовать жестким правилам, которые составляли иконографический канон. В крестово-купольном храме церковный канон выделял три зоны, по которым распределялись сюжетные композиции. В верхней части здания изображались только те сцены, которые мыслились происходящими на небе или в которых небо обязательно должно быть показано. Здесь же художники должны были помещать Христа,
Богоматерь и ангелов. В апсиде, которая символизирует место рождения Христа (Вифлеемскую пещеру), помещали Богоматерь. В нижней части стены, менее значительной, обычно представлены отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Святым, которым был посвящен храм, отводилось наиболее почетное место у алтаря.
Достигшая наивысшего развития в X—XII вв. византийская архитектура продолжала оставаться одним из ведущих направлений мирового зодчества. Византийские архитектурные концепции были исходными в зодчестве Болгарии и Сербии. В X—XII вв. византийских художников приглашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сицилии. Именно Византии было обязано первыми своими достижениями древнерусское каменное зодчество.
Высокого уровня достигает в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на X—XII вв., когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской Православной Церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с Младенцем наделена проникновенным выражением лица и при всей своей святости и духовности наполнена глубочайшей человечностью и эмоциональностью.
Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV—XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении. Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими правильными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа во ад» (XV в.).
Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек (около 1340 — после 1405) — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церк-, ви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V—VII вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане, Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой. В VIII— IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.
Конец IX—XII вв. стали временем второго подъема Византии. Этот период характеризуется распространением византийского влияния на юго-восточную Европу. Славянские народы вошли в среду культурных народов Европы во многом благодаря Кириллу и Мефодию. Точно неизвестно, кем по происхождению они были: славянами или греками. У себя на родине (в Солониках), а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий пропагандировали славянский язык: переводили книги, открывали училища для славян. Венцом их деятельности было создание алфавита: кириллицы и глаголицы. После проникновения славянской азбуки на Русь из Болгарии фактически зарождается древнерусская литература. В этот же период патриарх Фотий обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. Для внешней политики Византии этого периода характерны войны с болгарами, в конечном результате которых в 1018 г. Болгария вошла в состав империи. XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные, прежде всего, крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать, как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.
В XIV—XV вв. она переживает свой последний взлет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. В 1453 г. под натиском турок Византия пала, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни, занимая достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла, прежде всего, через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние и на развитие белорусской и русской культур.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология