13.5. Ренессанс и Реформация
Переход от средних веков к Новому времени состоялся в двух направлениях — через Ренессанс и Реформацию. Это две — светская (гуманизм) и религиозная (Реформация) — формы новой культуры эпохи Возрождения, — а именно, культуры поднимающегося раннебуржуазного общества, противостоящей культуре утрачивающего свои позиции феодального общества.
Созданная на основе гуманистической идеологии культура (философские учения и концепции, произведения литературы и искусства, достижения науки) была достоянием элитарных слоев и не проникала в гущу народных масс, духовная жизнь которых в основе своей текла по традиционному религиозному руслу. Гораздо более сильное воздействие на общественное сознание в эпоху последнего этапа Возрождения (Высокого Возрождения) оказала Реформация (лат. reformatio — преобразование) — общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма.
Римско-католическая церковь была международным центром всей феодальной Западной Европы, объединившим ее в одно большое политическое целое под своей властью, которая не знала границ. Достаточно сказать, что европейские короли короновались римским папой и зависели от него. Такое безраздельное ее господство во всех сферах жизни, абсолютная монополия на власть и привели к внутреннему перерождению и нравственному разложению. Проповедуя бедность, смирение и аскетизм, церковь непристойно богатела, наживаясь на всем, на чем можно: помимо положенной ей со всех доходов «десятины», она стала брать плату за рождение, венчание, исповеди, отпевания и другие обряды. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала. Кардиналы и епископы не занимались жизнью своих епархий, часто даже не знали богословия. Высшие церковные должности (так же как и низшие) продавались и покупались. Монастыри превращались в вертепы разврата и порока. Все это вызвало растущее недовольство и нарекания в адрес клира и папства.
Как и Возрождение, Реформация вызревала в недрах средневековья медленно и неуклонно. Самое значительное предреформационное движение связано с именем чешского мыслителя, ректора Пражского университета Яна Гуса (1371 — 1415). Основные идеи его проповедей состоят в том, что церкви надлежит вернуться к евангельской простоте, отказаться от огромных земельных владений, что истина христианского вероучения принадлежит не церкви, а содержится в Священном Писании, которое каждый христианин вправе толковать по собственному усмотрению. Гус был осужден и сожжен. Родоначальником реформаторских устремлений в Италии стал Джироламо Савонарола (1458—1498). Он совсем не был фанатиком и мракобесом, как это принято считать. Его проповеди были направлены против ренессансного поклонения Античности, нравственной индифферентности и религиозной беззаботности гуманистов, против их растворенности в мирских делах. Ему претила роскошь духовенства и формализм церковной жизни. Евангелие для него — это призыв к строгой христианской жизни. Все эти черты сближали правоверного католика Савонаролу с будущей Реформацией. Гуманистам, по существу, нечего было противопоставить обличениям и призывам Савонаролы. В их мировоззрении и образе жизни имели место такие пустоты, которые не могли не тяготить их самих. Им нечего было возразить на такие, например, слова Савонаролы: «В самом деле, к чему служит красноречие, не достигающее предположенной цели? К чему служит корабль, разукрашенный и расписанный, который постоянно борется с волнами, который никогда не приведет путешественников в порт, а, напротив, удаляет их от него? О великое стяжание для души! Услаждают уши народа, восхваляют самих себя божественными похвалами, в громких фразах делают ссылки на философов, изысканно декламируют стихи поэтов, а Евангелие Христово оставляют или вспоминают весьма редко»77. Его призывы к реформированию и обновлению церковной жизни также закончились судом инквизиции и сожжением на костре.
Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483—1546) и французский священник Жан Кальвин (1509—1564). Обычно формальное начало Реформации связывают с событиями 31 октября 1517 г. в Виттенберге, когда Лютер прибил к дверям своей церкви листок, содержащий 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции (грамоты церкви об отпущении грехов).
Отпущение грехов начало практиковаться католической церковью еще с XI в. как распространение монашеской практики на мирскую жизнь и осуществлялось вначале в натуральной форме — за «богоугодные дела» — участие в крестовых походах, паломничества и т. д. Позже, с развитием торговли и денег, церковные грамоты по случаю отпущения грехов стали предоставлять за деньги, и постепенно эта торговля «священным товаром» приняла самые циничные формы. Запас «святости» и «накопленных» церковью «добрых дел» святых и праведников обменивался по определенной таксе на совершаемые верующими прегрешения и даже на еще не совершенные. Так, например, в Германии конца XV в. у римского комиссара по делам индульгенций отпущение за убийство оценивалось в 8 дукатов, за святотатство и клятвопреступление — в 9, многожен'ство — 6 дукатов и т. д. Иногда продавцы индульгенций оплачивали ими свои расходы на путешествия, и они получали хождение на рынках и в гостиницах наряду с векселями. Эта практика вызвала повсеместное возмущение и рассматривалась как яркое доказательство кризиса церкви. Однако в не меньшей степени торговля индульгенциями свидетельствовала и о состоянии мирян. В какой-то степени продавцы и покупатели стоили друг друга. Ведь индульгенции именно продавались, это был товар, на который существовал широкий спрос.
В этом торгашеском духе церкви Лютер рассмотрел «сатанинскую выдумку» — стремление освободить человека от необходимости внутреннего покаяния, к чему постоянно и неустанно призывает Евангелие, фактически отменить главное требование Христа и условие человеческого спасения: «покайтесь, ибо приближается Царство Божие!». Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать и прощать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляет его величие.
Именно обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с римским папой привлекло на сторону Лютера всех недовольных, обеспечило ему сохранение жизни и возможность развивать свои воззрения. Поставив под сомнение право церкви посредничать между человеком и Богом, Лютер пошел дальше и, в конечном счете, отверг саму церковную иерархию во главе с «бесовским князем» папой, которого он называет «величайшим из всех воров и разбойников»78. Папство он классифицирует как «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела, которые легко искупить внешним благочестием или покупкой отпущения грехов. Оно, в сущности, украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости.
Рассматривая другие функции церкви, Лютер приходит к мысли, что все они, как и само существование церкви, противоречат Священному Писанию. Существование Церкви как религиозного института покоится на положении католицизма о делении верующих на священников и мирян. Однако необходимости такого института и деления нет в Библии. Напротив, там провозглашается принцип «всеобщего священства», всеобщего равенства людей перед Богом. Именно этот принцип восстанавливает Реформация. Служители церкви не должны иметь никаких привилегий в отношении с Богом. Претендуя на роль посредников между верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с ним, ибо, как утверждает Лютер, «каждый сам себе священник».
Лютер отвергает и большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность — святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище, рассматривая их как разновидность некоей церковной магии. Из семи таинств осталось только два: крещение и причастие. Чтобы не запутаться в вопросах веры, говорит Лютер, необходимо постоянно сверять ее со Священным Писанием как подлинным критерием истинности христианского учения. Утверждением непререкаемого авторитета Писания Лютер настаивал на праве каждого верующего читать и толковать Священное Писание, на независимости личных суждений в вопросах веры и нравственности и, в конечном счете, на свободе совести. Чтобы обеспечить это право, Лютер сам перевел Библию на немецкий язык, заложив нормы литературного немецкого языка, и сделал ее доступной народу. С 1522 г. до кончины Лютера в 1546 г. она издавалась более 430 раз.
Вопреки римско-католической церкви, Лютер утверждал, что спасение души вообще не зависит от усилий человека, а целиком определяется одним только Богом. Однако фаталистический дух этой мысли не отрицает необходимости систематического, упорного труда. Выполнение долга в рамках своей мирской профессии — высшая задача человека, посредством чего он убеждается в собственной угодности Богу. При этом успешность человеческих занятий сама по себе безразлична для спасения, но поскольку отлично выполненная работа свидетельствует об упорстве и добросовестности работника, а стало быть, о причастности его вере, успешный результат может рассматриваться как внешняя примета спасения. Такова логика лютеранской реформации, заложившей прочные духовные основы нового типа работника и культуры труда, без которых оказывается невозможным никакое высокоэффективное производство.
Реформация была реакцией не только на кризис католицизма, но и на Возрождение. Неприемлемым в Гуманизме и Ренессансе для Лютера и его последователей было самовозвеличение и самообожествление человека, свойственное гуманистам не только в их философских сочинениях, но и в общении между собой. Для гуманиста человек — это все, для реформаторов — ничто, которого из ничтожества может вывести только Бог. Прямым обвинением гуманизму звучит следующий тезис Лютера: «Грешный человек не может естественно желать, чтобы Бог был Богом, но может только часто желать, чтобы Бога не было и чтобы он, человек, сам был Богом»79.
Полное взаимное непонимание возрожденческого гуманизма и протестантизма проявилось в знаменитой полемике между крупнейшим гуманистом начала XVI в. Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером. Полемика между ними состоялась в 1524—1525 гг. и заключалась в том, что первоначально Роттердамский выпустил свою работу «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли», которая была адресована Лютеру, а затем Лютер ответил Эразму своим полемическим трактатом «О рабстве воли». Уже само название свидетельствует о противоположной позиции двух авторов. Следует отметить, что гуманизм Роттердамского носит умеренный характер. В отличие от своих итальянских собратьев, он никогда не пел гимнов достоинству человека и, тем более, не славил его божественность. И все-таки полный отказ человеку в свободе его воли для гуманиста совершенно невозможен, он подрывает сами его основания. С другой стороны, для Лютера признание свободы человеческой воли означало бы отрешение от Бога, греховное и кощунственное превознесение падшего человека. Договориться они не смогли. Роттердамский ужаснулся слепоте и догматизму Лютера. Лютер же заклеймил Эразма как врага веры. В их лице Возрождение и Реформация противопоставляют себя друг другу и разойдутся в разные стороны.
Радикальным продолжателем Реформации стал Кальвин, бежавший от преследований из родной Франции и возглавивший Реформацию в Женеве. Свое реформационное учение он четко изложил в книге «Наставление в христианской вере» (1536). Человек здесь рассматривается по аналогии с ветхозаветным блудным сыном — он достигает вечного спасения не собственными усилиями, а лишь милосердием Бо-жиим. Кальвин развил идею двойного предопределения: еще до сотворения мира Бог предначертал спасение или осуждение людей, тех и тогда, кого и когда он сам хочет, и человек обязан довериться его приговору. Успех в деле земном, в труде, к которому Бог призвал человека, есть как бы знак избранным к спасению в правильности их действий. Кальвин давал религиозно-этическую санкцию энергии, дисциплине, волевому запалу личности, ее суровой стойкости, готовности к испытаниям.
Кальвин придал церкви новое устройство. Здесь торжествовали выборные начала: община избирала своих духовных наставников — пасторов и управлявших административными делами старейшин. Сферы церкви и государства в теории Кальвина были разделены. При его жизни, однако, в городе восторжествовал теократический порядок. За поведением и образом жизни жителей был установлен строжайший надзор. Все праздники, кроме воскресенья, были отменены, театр, балы с танцами, не говоря уже об азартных играх, были запрещены. В домах проводили обыски для изъятия «вредных» или «легкомысленных» книг, в том числе рыцарских романов. Поощрялись доносы на неблаговидное поведение соседей. Особенно строго следили за регулярным посещением церковной службы. По первому звуку колокола на улицы высыпали толпы людей, одетых в темное, которые по-монастырски молча устремлялись в храмы. Там среди голых стен, лишенных икон, шли долгие молитвенные собрания с длинными проповедями и пением псалмов. Дисциплина поддерживалась в городе целой системой наказаний, включавших штраф и отлучение от церкви. Ослушников изгоняли из города, казнили. Член магистрата, выругавший Кальвина во время застолья, должен был в белой рубахе, с факелом, пройти через весь город и на коленях молить Кальвина о прощении. Проезжавший Женеву врач Сервет, противник догмата о Троице, был сожжен за ересь. Нетерпимость Кальвина к инакомыслящим снискала ему прозвище «женевский папа». С другой стороны, именно Женева стала излюбленным убежищем множества гонимых за веру. Именно здесь в 60 печатнях 2 тысячи человек публиковали кальвинистскую литературу, потоками расходившуюся по Европе и не раз поднимавшую людей на борьбу за религиозную и политическую свободу.
Таким образом, Реформация сыграла исключительно важную роль в становлении мировой цивилизации и культуры. Она изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать, как ему следует поступать.
Реформация содействовала процессу появления человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру. И уже через этого человека она оказала сильнейшее воздействие на развитие современной западной цивилизации с ее эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, цивилизованным образом жизни, духовной культурой.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология