14.2. Культура XVIII в. Просвещение
Глубокие изменения в социально-культурной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили особенности культуры XVIII в. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация (освобождение от церковного влияния) общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям, в конце концов, новое понимание самого Человека.
Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Согласно этой концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», основанного на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека». Последнее представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д. Они присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Эти качества и ценности естественны, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми правами, без которых человек перестает быть человеком. Ж.-Ж. Руссо рассматривал свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость как естественный фундамент всех естественных добродетелей. Крылатыми стали его слова: «Человек рождается свободным, а между тем он везде в оковах».
Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители называли «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми. В конце концов, общество задумалось об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним — власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате «общественного договора» между людьми. Вместе с его возникновением естественное состояние общества уступило место гражданскому.
Последующая эволюция человечества, по мнению просветителей, показала, что государство плохо справляется с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике. Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое невозможен. Поэтому предлагаемая ими программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в котором вновь восторжествует Свобода, Равенство и Справедливость. Но на пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и церковь.
Основными средствами пострбения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности. Поэтому философы возлагали большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Таковыми они представляли Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии и Екатерину II в России. В них они видели людей, способных быстро и успешно ввести Просвещение сверху. «Дидро, Даламбер и я воздвигаем вам алтарь», — писал французский писатель и философ-просветитель Вольтер Екатерине II.
Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», с которой начиналась Великая Французская революция 1789 г. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство перед законом, право на борьбу против угнетения, а также объявила неприкосновенной частную собственность. Эти идеи принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами — членами ООН.
Помимо общей программы переустройства общества просветители предлагали свое решение многих конкретных проблем. Так, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой внес Монтескье. Развивая идеи Локка, Монтескье указывал, что недопустимо соединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной власти. В своем главном произведении «О духе законов» он пишет о том, что закон выше власти и, следовательно, последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума. А американский просветитель, интерпретатор идей Локка — Джефферсон — утверждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в результате ее правильного перераспределения. Идеалом для него выступает «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.
Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. Впервые предметом суровой критики становится религия. Французские философы-материалисты Дидро, Гельвеции, Гольбах и другие утверждали, что только невежественные люди могут верить в сверхъестественные силы, что религия способствует укреплению деспотии, поддерживает социальное неравенство и угнетение. И. Гольбах писал, что религия нужна лишь для того, чтобы именем бога внушить народам страх и заставить их подчиняться тирании. По его мнению, религия не способствует формированию нравственности, а является ядом для народа. О негативном влиянии религии на нравы общества писал и Д. Дидро, по которому религия развращает, подавляет и уродует человеческую личность. Самым ярым и решительным противником религии выступал Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв «Раздавите гадину», направленный против церкви. Именно церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В то же время Вольтер, как и другие просветители, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог, будучи Мировым Разумом, является творцом природы, однако после ее сотворения он не вмешивается в ее существование.
Философия XVIII в. развивалась в тесном сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным культурным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Идейным вдохновителем и организатором издания был известный философ Дидро^ сумевший привлечь к сотрудничеству многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'Аламбе-ра, Гольбаха и других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных. Способствуя распространению реальных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе. Наука приобретает высокий общественный престиж, вместе с философией, предстает как единственно адекватное воплощение разума. Основные признаки и критерии такой науки: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного.
Не только научное, но и массовое сознание XVIII в. приобретало черты, не свойственные рассудочному XVII в., когда существовали лишь «черное» и «белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правого и виноватого. XVIII век уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменение, совершенствование природы, т. е. право на «просвещение и образование как на процессы, требующие и предполагающие время». Меняется само представление о воспитании и самовоспитании. Решающая роль воспитания вытекала из концепции детерминизма, согласно которой, если поведение человека детерминировано, мы, зная внешние и внутренние факторы, определяющие поступки, можем воздействовать на людей в желаемом направлении, добиваясь оптимального результата в их развитии. В конечном счете, и те и другие факторы сводились к одному — к социальному устройству, так как выяснилось, что внутренние детерминанты («страсти», «интересы», «мнения») тоже формируются под влиянием социальной среды. Под воспитанием в широком смысле слова понималось воспитание всей социальной средой, а не одной только школой. Однако поскольку само общество тоже несовершенно, то выход из порочного круга находят разум и естественное стремление к счастью, запечатленное природой в сердце каждого человека. Разум отыскивает путь, а стремление к счастью придает силы.
Вместе с проблемой самовоспитания меняется вся система детской социализации. Жестко контролируется детское поведение. Вводится идея питания по режиму кормилицы и тугое пеленание. Телесные наказания (порка) становятся нормой даже в университетах. Идет волна ограничения человеческой телесности. В обиход вводится нижнее белье. В городской европейской культуре запрет на наготу дополняется запретом на эмоции. Появляется канон речевой пристойности. Формируется городская культура и ее две субкультуры — верхов и низов. Городская культура не затрагивает село и рассматривает сельскую как пережиток, подвергает ее осмеянию. В свою очередь, сельская культура осуждает городскую, считая ее агрессивной. В процесс осуждения включается даже церковь.
Изменяется отношение к смерти как к некому естественному явлению. Умирание становится театрализованным, к нему готовятся. Внезапная смерть страшна, ибо прежде чем перейти в иной мир, человек должен очистить душу. Начиная с конца XVII в., смерть воспринимается как нечто ужасное, и во Франции даже отменяется похоронный ритуал.
Весьма успешно развивается также художественная культура. Ее развитие в XVIII в. можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и эстетических ценностей. В XVIII в. вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические примеры снимали ореол исключительности с явлений, которые веками почитались как образцы. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и борокко. В то же время появляются течения, не имевшие собственной стилистической формы и не испытывавшие потребности в ее выработке. Таким течением был, прежде всего, сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отделением от природы. Сентиментализм был обращен к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого оформления. Воспеваемый им «естественный человек» неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII в. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться, чувство — никогда!». В своих произведениях «Юлия, или новая Элоиза», «Исповедь» он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).
Характерной чертой живописи XVIII ст. является возросшее внимание к эскизу Не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоционально-эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художниками. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII в. устанавливается декоративное понимание цвета, картина же должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится.
Порождением сугубо светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии, стал стиль *рококо», зародившийся еще в XVII в. и превратившийся в господствующий стиль в XVIII в. Рококо получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявляется также в иных сферах, где художнику приходилось решать деко^тивно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи — в декоративных панно, росписях, жирмах_и т. п., в костюме. Архитектура и живопись рококо ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет наслаждаться ими. Новый стиль стал, прежде всего, стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами вносился дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Самыми известными представителями рококо являются Антуан Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703-1770), Оноре Фрагонар (1732-1806). XVIII век добавил множество предметов в быт, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали того времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII в. публика, критика начинают требовать от нового искусства прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. Данное время часто называют «золотым веком театра». Имена Мари-во, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким самому духу эпохи и жизнь шла навстречу ему, подсказывая сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной «театрализации». Не случайно именно в период Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, а именно образом жизни, формой быта.
Однако «век разума» знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям. Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в разной степени развито в высших сословиях и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединяющее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний «посвящения». Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство.
Понятие «театр», «театральность» ассоциируется еще и с понятием «публичности». В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во
Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Д. Дидро практически вводит новый жанр литературы — критические обзоры художественных салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и высказывает собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям. Такой талантливый бескомпромиссный критик, играющий роль «активного зрителя», посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству некий «социальный заказ», является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей.
В эпоху Просвещения меняется и отношение к музыке, которая еще в предыдущем веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия в светской, религиозной сферах культуры. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Во Франции и Италии во второй половине XVIII ст. достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений — оратория и месса (в церковной культуре) и концерты (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры XVIII в. является творчество И. С. Баха (1685-1750) и В. А. Моцарта (1756-1791).
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII ст. до сих пор поражает необычайным разнообразием жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Однако многие из провозглашенных эпохой Просвещения идеалов и ценностей переживают в наши дни глубокий кризис.
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология