14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
Если XVIII в. был веком разума, то XIX явился веком науки, техники и индустриализации. В XIX в. на смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с сотнями и тысячами работников на одном предприятии. Пыльные неуютные мастерские уступают место большим цехам, наполненным сложным оборудованием. Все это стало возможным благодаря появлению новых видов энергии, когда на смену мускульной силе человека и животных, воде и ветру пришли более эффективные источники: пар, электричество и тепловая энергия. Именно паровая машина совершила промышленную революцию. Пар стал энергетической основой для создания железнодорожного транспорта, речного и океанского пароходства, для механизации текстильного производства. Наряду с паром огромное значение имело также изобретение электричества. Уже к середине XIX в. на его основе были созданы телеграф и телефон, изменившие систему связи и коммуникаций. Во второй половине XIX в. входит в жизнь использование электричества для освещения, передача энергии на большие расстояния и для энергетического обеспечения производства. Изобретение электродвигателя привело к появлению трамвая, который позволил совершенно по-новому решить проблему городского транспорта. Появление двигателя внутреннего сгорания в 1886 г. открыло эру автомобилей. Грандиозные изменения происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Механизация строительных работ, применение металлических конструкций и новых материалов (цемент, бетон) позволяют придать невиданные прежде масштабы городскому строительству.
Дымящиеся заводские трубы, быстро растущие городские кварталы, гигантские угольные разрезы, раскинувшиеся на всю страну железнодорожные сети — только внешние признаки нового общества. Не менее важны внутренние — переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, демократизация общества и становление гражданского самосознания, формирование новых позитивных ценностей: энергичности, целеустремленности, дисциплинированности.
Рост крупного машинного производства потребовал большого количества квалифицированных кадров. Общество осознает необходимость сделать просвещение более доступным для широких слоев населения, поэтому развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов, техникумов и институтов, готовящих инженерные кадры. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, и грамотность становится общей культурной нормой.
Вместе с новым обществом возникла новая социальная структура, в которой прежняя феодальная аристократия уступила господствующее положение буржуазии. Сама буржуазия породила своего главного противника и антагониста — пролетариат. Впервые складывается особый социальный слой — интеллигенция, численность каковой была незначительна, однако роль в духовной и интеллектуальной жизни общества все больше возрастала. Происходили перемены и в институте семьи. Расширение личной свободы и господство рыночных отношений во многом подорвали основы патриархальной семьи, которая все больше теряла свои позиции и сохранилась преимущественно в деревне. Семья теряла и прежнее экономическое значение, особенно в среде пролетариата, интеллигенции, возросла активность и независимость женщин.
Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность, растет средняя продолжительность жизни, соответственно увеличивается численность населения. Люди все чаще мигрируют из села в город в поисках более комфортной жизни, культурного досуга, лучших возможностей получить образование. Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником индустриализации.
XIX век — это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Фундаментом этой системы послужили математика и механика. На основе теории пределов дается обоснование математического анализа. Развивается теория дифференциальных уравнений, теория функций комплексного переменного, векторное исчисление. Новый математический аппарат позволяет существенно продвинуть вперед прикладную механику, в особенности теорию механизмов, теорию упругости, гидромеханику. Разрабатывается термодинамика, теория электричества, статическая физика, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов и другие фундаментальные естественнонаучные теории. В биологии возникает клеточная теория, теория эволюции. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Такие мыслители, как Гегель^ Конт, Спенсер пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира в общих чертах уже достаточно ясно установлена, и дальнейшее развитие научного знания должно лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать оставшиеся в ней «белые пятна».
Однако уже в середине XIX в., на фоне радующих глаз перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет работы философов Шопенгауэра, Кьеркегора, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением. Развертывается критика буржуазного общества. О приближающемся конце его типа культуры, говорят мыслители, с совершенно различных позиций подходящие к разоблачению его пороков, — Маркс и Ницше. Основанием для подобного рода критики была капиталистическая действительность, которую никак нельзя было назвать царством разума, свободы и справедливости, обещанным идеологией Просвещения. Становление капитализма сопровождалось острыми социальными противоречиями и конфликтами, жестокой эксплуатацией наемного работника, которая сводила к нулю предоставляемую ему политическую свободу, и все эти процессы, конечно, были далеки от эстетики прекрасного и возвышенного.
Ведущим направлением в духовной и художественной культуре первой половины XIX в. является романтизм. Он возник в конце XVIII в. в Германии, а затем быстро распространился по всей Европе. Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии Новалис (Фридрих фон Харденберг), братья Шлегели, Фихте, Шеллинг, Шлейермахер, Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798—1801 гг., получило название «Иен-ских романтиков». Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX в. романтической философии, представителем которой является Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854). Исходя из положений Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, в котором воедино сливаются все виды деятельности, теоретическая и практическая, духовная и чувственная. Романтизм родился из глубокого разочарования в результатах практического воплощения просветительских идеалов и полного неприятия складывающейся жизни, которая была слишком серой, грубой и унылой, лишенной какой-либо поэзии. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:
• Уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выраженный в фольклоре). Романтизм «заглядывает» в иные регионы, экзотические страны, неиспорченные буржуазной цивилизацией (восточная тема в творчестве Байрона, полотнах Делакруа). В случае отсутствия реального территориального адреса бегства он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера).
• Второе направление бегства, ухода от действительности — переход в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, патриархальный образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Р. Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцарский кодекс чести; конструирует предполагаемое будущее, свободно манипулируя временным потоком.
• Третье направление бегства романтика — уход в собственный внутренний мир, в сокровенные уголки своего «Я». В жизни сердца романтики видят противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, романтический портрет Жерико, Делакруа)80.
Присущее культуре Нового времени признание высокого ценностного ранга личности выливается в романтизме в идею ее уникальности и неповторимости. Тем самым, романтизм может рассматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства,
духовной жизни в целом. Особенно высоко ценится наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника. Не случайно в романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, его преимущественно художественное воплощение, контрастирующее с морализующим духом культуры Просвещения. С эмоционально-личностной интонацией связана и другая сторона романтизма — чрезвычайное многообразие несхожих между собой форм и вариаций. Эта черта подпитывалась также историческим релятивизмом романтиков, живо интересовавшихся национальными истоками не искаженного социумом природного бытия. Романтизм был не только художественным течением. Как мироощущение он оказывал заметное воздействие на все области культуры. Однако его стремление уйти от проблем реальной жизни, в конце концов, сказалось на его влиянии. К середине XIX в. романтизм уступает свое ведущее положение реализму, принимавшему вид критического реализма и натурализма.
Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простое копирование того, что есть. Творческий метод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Реализм продолжил начатую романтизмом критику отрицательных сторон буржуазного общества: господство утилитаризма и грубого материализма, бездуховность, нивелирование человеческой личности.
Одной из центральных фигур реализма в литературе является французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850). Он создал грандиозную эпопею «Человеческая комедия», состоящую из 90 романов и рассказов. Наиболее известные из них — «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Утраченные иллюзии». Творчество Бальзака оказало большое влияние на развитие мировой литературы. Великими писателями-реалистами стали также Стендаль (А. Бейль), Г. Флобер, Ги де Мопассан, Диккенс и др. В живописи главным представителем реализма считается французский художник Курбе (1819—1877). Он известен такими картинами, как «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе». Крупнейшими реалистами являются также Коро, Милле, Домье и др. Натурализм в литературе представляет прежде всего Золя (1840—1902). Он создал серию романов «Ругон-Макка-ры», состоящую из 20 томов, среди которых широкую известность приобрели «Чрево Парижа», «Жерминаль».
В 60-х гг. XIX в. в западном искусстве возникает импрессионизм (от франц. impression —'впечатление), который можно считать первым течением модернизма, поскольку в нем уже присутствуют его основные признаки. В импрессионизме главным становится не изображаемый предмет, но его восприятие, то впечатление, которое он вызывает у художника. Верность объекту уступает место верности восприятию, верности мимолетному впечатлению. Принцип «неверности предмету» станет затем одним из основных принципов эстетики модернизма, превращаясь в принцип сознательной деформации, искажения и разложения предмета, принцип отказа от предмета, предметности и фигуративное™. Искусство все больше становится искусством самовыражения художников. Еще один признак состоит в особом внимании к эксперименту, поиску новых художественных приемов, в чем они следуют примеру ученых, с увлечением занимаясь разложением тонов, игрой цвета, необычным сочетанием красок. Импрессионистам нравится текучесть, изменчивость, подвижность. Они не терпят ничего застывшего и статичного, особый интерес у них вызывают процессы взаимодействия предметов с атмосферой, воздухом, светом, туманом, смогом, солнечными лучами. Благодаря этому они добились значительных успехов в области передачи цвета и формы.
Еще одна черта импрессионизма — его уход от социальной проблематики. Даже введение в искусство таких социальных типов, как проститутки, сутенеры, пьяницы, бродяги, не имело никакой социальной подоплеки, а скорее было данью «эстетике безобразного», которая впоследствии получила теоретическую разработку в символизме. Центральными фигурами импрессионизма являются Эдуард Мане (1832-1883), Камиль Писарро (1831-1903), Поль Сезанн (1839-1906), Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917). Истинным главой импрессионистов стал Моне, в творчестве которого воплотилась основная проблема импрессионизма — света и воздуха. Мир Моне с его предметами, растворяемыми в световоздуш-ной среде, постепенно лишается материальности и превращается в гармонию цветовых пятен. Моне десятки раз пишет один и тот же мотив, ибо его интересуют эффекты освещения различного времени суток или разных времен года в сочетании с изображаемыми предметами. Так появляются его знаменитые серии «Стога», «Руанский собор». Он первым изгнал из палитры черный цвет, считая, что такого нет в природе и что даже тени в действительности цветные. Слова Сезанна о Моне: «Моне — это только глаз, но, бог мой, какой глаз»81 — можно отнести к импрессионизму в целом («Вид Темзы и парламента в Лондоне», «Бульвар Капуцинок в Париже», «Скалы в Бель-Иле»).
Примерно с середины 1880-х гг. импрессионизм начинает переживать кризис, и в нем образуются два самостоятельных течения — неоимпрессионизм и постимпрессионизм. Неоимпрессионисты Поль Синьяк (1863-1935) и Жорж Сера (1859—1891) вообще отказались от смешанных красок и употребляли только «чистые» краски спектра. Чтобы произвести оптическое впечатление смешанных красок, они делили плоскости красок на мелкие точки. Слияние точек разных цветов на расстоянии и должно было производить, как в спектре, впечатление смешанного цвета. Этот метод получил название пуантилизм. Сюжет для игры красок был безразличен.
В одно время с импрессионистами работали художники, которых обычно называют постимпрессионистами: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890) и Поль Гоген (1848—1903), хотя они не были объединены какой-либо программой. Они использовали импрессионистическую технику, но характеризовала их устойчивая композиция и пластическая материальность живописи. Особо выделяется «великий голландец» Ван Гог, оставивший неизгладимый след в мировой культуре. Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызвала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный, экспрессивный характер его творчества. Так тревожно, повышенно-эмоционально Ван Гог воспринимает не только людей, но и пейзаж, и мертвую природу. Свойственная лишь ему особая острота в восприятии действительности сообщает его произведениям сложное переплетение как будто взаимоисключающих настроений: восторг перед миром и пронзительное чувство одиночества в этом мире, щемящей тоски, постоянного беспокойства. Под его кистью изображение простых хижин или комнаты («Хижины», «Спальня») полно подлинного драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками. Он в большинстве писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины, ибо он не отдается всецело непосредственному впечатлению от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к уродствам и дисгармонии жизни, многообразные ассоциации, и, прежде всего, глубочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом («Сад доктора Гаше», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Вороны над полем пшеницы»). Помимо живописи, импрессионизм проявил себя и в других видах искусства. В музыке его влияние испытали французские композиторы Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937), в скульптуре — французский ваятель Огюст Роден (1840—1917).
Таким образом, XIX в. в истории Запада имеет фундаментальное значение. Именно в это время складывается совершенно новый тип цивилизации — индустриальный. Ее основу составил научно-технический прогресс, поэтому один из главных идеалов Просвещения — идеал прогресса Разума — получил в ней наиболее полное воплощение. Становление буржуазной демократии способствовало расширению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности и препятствия. Поэтому общая оценка XIX в. не может быть однозначной. С одной стороны, имеются невиданные успехи и достижения цивилизации, вместе с тем возникшая промышленная цивилизация начинает все больше теснить духовную культуру. В первую очередь это коснулось религии, однако и другие области духовной культуры — философия, мораль, искусство — также переживают не лучшие времена. В целом, можно сказать, что в XIX в. в западном мире возникает опасная тенденция дегуманизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в XX веке — две мировые войны.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
/. Каковы особенности европейской культуры XVII в.? 2. Какую роль сыграла научная революция XVII в. в складывании новой картины мира? 3- В чем суть идеологии Просвещения? 4. Каковы основные направления в художественной культуре Нового времени? 5. Почему эпоху Просвещения можно назвать ^золотым веком утопии*? 6. К оковы основные доминанты культуры европейского Просвещения? 7. Что собой представляет романтизм как тип культуры? 8. В чем выразилось становление техногенного характера европейской цивилизации? 9. Каковы основные направления в художественной культуре второй половины XIX в.?
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология