8.2.Основные типы культуры
Социальные типы культуры. Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп — национальных, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультуры.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.
Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи в 60—70-х годах XX в. на Западе.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.
Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества. Наиболее яркое выражение она находит в изобразительном искусстве, серьезной музыке и литературе. Высокая культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, среднеобразованного человека и на десятилетие опережает уровень его восприятия. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты, философы. Когда уровень образования растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».
Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменной, так и в устной форме, и поэтому существуют обычно во множестве вариантов. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, песни, сказки, легенды и т. п.). К народной культуре относится народная медицина (использование трав, заговоры), народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках. Народная культура развивается и постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором (песни, анекдоты, тосты и т. п.).
Массовая культура утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует их личности.
Примеры массовой культуры — популярная эстрадная музыка, цирк. Они понятны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской.
Этнонациональные типы культуры. Человечество состоит из народов. Ученые-этнографы называют народ этносом. Этнос — это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Этнос может существовать в виде отдельного племени, небольшой народности, единой нации. Этнообразующими факторами и одновременно признаками этноса являются кровное родство (единство происхождения от общих предков), общность исторической судьбы, единство территории и языка, общая культура и традиции, общее самосознание (этническая идентификация, свое отличие от других этносов), устойчивая преемственность поколений. Культура этноса формируется и существует преимущественно на уровне обыденной жизнедеятельности, бытовом уровне. Она включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы права, постройки, домашнюю утварь, одежду, пищу, средства передвижения, знания, верования, фольклор, виды народного искусстза. Этническая культура тесно связана с ландшафтом, географическими и климатическими условиями жизни людей на определенной территории, поэтому ей присущ местный, «локальный» характер.
Более поздним историческим образованием по сравнению с этносом является нация. Нация — это общность людей, имеющая не только единую территорию, единый литературный язык, общие особенности духовной жизни, культуры и характера, но и единый хозяйственный организм и вытекающую из него единую государственность. В отличие от этноса, нация объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Структура национальной культуры сложнее этнической. Большинство национальных культур полиэтнич-ны, гетерогенны, то есть включают в свой состав этнические культуры. Яркий пример — такие молодые нации, как США или Бразилия, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура включает английскую, ирландскую, итальянскую, китайскую и другие этнические культуры. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть специфические черты, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации, приверженность государственной символике (гимну, флагу, гербу); историческим традициям, общенациональному языку и прочему. В отличие от этнической, национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры — экономическую, политическую, правовую, философскую, научно-техническую, художественную культуру.
Несколько наций с родственными этносами и языками, обычно смежной территорией, переплетающейся историей, тесными хозяйственными связями, сходными культурами образуют региональную общность людей. По перечисленным признакам обычно выделяют следующие группы народов: романские, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские, народы «черной» Африки и т. д. Под влиянием общих жизненных факторов у указанных групп народов складываются специфические региональные культуры.
В еще более общем плане человечество делится на западную (Европа и Северная Америка) и восточную (Центральная, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка) цивилизации. Соответственно выделяют западный и восточный типы культуры, различия между которыми весьма существенны. Они отличаются общественно-экономическими и политическими структурами, основными мировоззренческими установками, ценностными ориентациями. Западная культура ориентирована на познание и преобразование окружающего мира, ценности технического и технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Она содержит идею значимости личности, приоритета инициативы и творчества.
Для восточной культуры, в отличие от западной, характерны: большая интроверсия, то есть сосредоточенность на внутренней жизни человека; ориентация не на преобразование природы, а на приспособление к ней; поиск компромисса между противоположностями, их органичного синтеза (например, старого и нового); идея общности, единства людей в противоположность западному индивидуализму. Культура Востока имеет свою региональную структуру, в которой выделяются такие основные типы, как китайская (Дальний Восток), индо-буддийская (Средний Восток), арабо-ис-ламская (Ближний Восток) культуры.
В последнее время все отчетливее проявляется противоположность типов культуры по оси «Север — Юг». В культурологическом смысле понятие «Север» тождественно понятиям «Запад», «западный тип культуры». Понятие «Юг» частично пересекается с «Востоком» и обозначает социокультурный мир народов субтропического пояса — в первую очередь африканского континента, а также Меланезии, Океании.
В настоящее время под влиянием заметно усиливающихся интеграционных процессов происходит формирование мировой цивилизации и мировой культуры. Мировая культура образуется не в результате слияния и взаиморастворения национальных культур, а путем объединения их лучших достижений.
Исторические типы культуры. Историческими типами культуры называют сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Хронологически первым историческим типом культуры является первобытная культура. Это самая древняя и самая длительная эпоха в человеческой истории. Несмотря на то что жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного общества (их описание, а также характеристики других исторических типов культуры см. ниже, темы 9—14).
Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития и более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному. При всем многообразии ранних цивилизаций можно сказать, что сложились два принципиально различных типа культуры — Восток и Запад. Для всех восточных социокультурных миров характерны высокая степень нормативности культуры, авторитет традиции, консервативная стабильность. Из-за традиционного характера цивилизаций Востока, а также европоцентристского взгляда на мировую культуру, присущего культурологической мысли, более проработанной является историческая типология культуры европейского региона. Принято выделять следующие исторические типы европейской культуры: античная культура; средневековая культура; культура Возрождения; культура Нового времени; современная культура.
Названные типы в содержательном плане являются настолько неоднородными, что в их рамках выделяют более конкретные исторические типы, например, культура 1-й половины XX в., культура 2-й половины XX в.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
/. Что такое типология культуры? 2. Какая разница между понятиями «тип культуры* и «сфера культуры*?
3. Назовите основные критерии типологизации культуры.
4. Что такое доминирующая культура, субкультура, контркультура? 5. Чем отличаются элитарная, народная, массовая культуры? 6. Какие вы знаете типы этнонациональных культур? 7. Какие вы знаете исторические типы культур?
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология