9.3. Древние верования и культы
Тотемизм — это вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений (тотемом). Предпосылкой тотемизма был миф, утверждающий возможность превращения человека в животное. Напомним, что первобытный человек ощущал неразрывное единство с природой, поэтому мог отождествить себя с ее конкретными проявлениями. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства. Тотемные отношения делили всех на «своих» и «чужих». Исследователи считают, что тотемное родство появилось раньше, чем осознание физиологического родства. Тотемизм включал в себя веру в предка-тотема, от которого произошло конкретное племя людей.
Рассказы о жизни этих предков являются содержанием мифов, с верой в них связаны сложные обряды и церемонии. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение в охотники, смерть.
Анимизм — вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевленность всей природы.
В культуре древнейшего мира анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начинается процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимизм предполагает веру в то, что у каждого живого существа есть душа, способная существовать самостоятельно, продолжая существование и после смерти. Но есть и духи, не зависимые от каких-либо материальных оболочек. Духовные существа управляют явлениями реального мира.
Духи и души умерших общаются с живущими в материальном мире. Поэтому живым следует ублажать духов правильным поведением, принесением жертв, преклонением перед ними.
Фетишизм — это вера в способность обитания духовных начал в самых различных предметах, поклонение духовным силам, воплощенным в различных вещах. Фетишем может стать любой предмет, который вызывает удивление необычными формами, символическим подобием, отличается красотой или, наоборот, уродством.
Первобытную культуру зачастую определяют как магическую, основанную на магических действиях и магическом мышлении. Магические формы мысли, гадания, знамения, сложные обряды являлись не только компонентами культуры, они предопределяли образ жизни того времени.
«Особая роль магических представлений в архаической культуре связана с одной из ее качественных особенностей — безграничным синкретизмом, т. е. абсолютной недифферен-цированностью, слитностью, органическим единством элементов как реалистических, так и фантастических», — пишет один из авторов книги «Введение в культурологию» В. М. Новиков. Другими словами, древний человек не видит резкой границы между реальным и фантастическим.
Итак, магия — это совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. И потому очень важна мысль английского ученого Дж. Фрейзера о парадоксальной концептуальной близости между магией и наукой. Магия предполагает, что одно событие неизбежно будет следовать за другими. Проще говоря, если выполнить в точности магический символический обряд, не нарушая его, обязательно последует некое событие, ради чего этот обряд совершался: пойдет дождь, или, наоборот, дождь прекратится. Пренебрегать правилами ритуала — значит навлечь на себя неудачу. В науке также лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений.
Магия открывала перед теми, кто мог ее постичь, власть над миром. Поэтому можно утверждать, что магия — первый образец активного отношения человека к миру. Это попытка человека повлиять на окружающий его материальный мир доступными ему на то время средствами. В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей, предметы. Магические действия сопровождали опасную для человека деятельность: охоту на акул, строительство лодки, охоту на хищных зверей и т. д. Магический обряд моделировал творческую деятельность, создавал новые формы общения. Магия несла в себе мощные, стимулирующие человеческую деятельность силы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
/. Каковы основные этапы становления первобытной культуры? 2. Что такое миф? Каковы основные функции мифа? 3. Какую роль играла мифология? 4. Что такое синкретизм? 5. Какие вы знаете ранние формы религиозных верований? 6. Что такое магия?
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- Глава 11. Античность как тип культуры (3. А. Неверова)
- Глава 12. Культура Византии и западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура Ренессанса (3. А. Неверова)
- Глава 14. Европейская культура эпохи Нового времени (3. А. Неверова)
- Глава 15. Культура XX века (3. А. Неверова)
- Глава 16. Культура России
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Введение глава 1. Понятие культуры
- Культура: слово, понятие, проблема
- 1.2. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний
- Раздел I становление и развитие культурологического знания
- Глава 2. Понятие культуры в классической европейской философии
- 2.1. Представления о культуре в эпоху античности и средневековья
- 2.2. Культурологическая мысль Нового времени
- Глава 3. Понимание культуры в постклассической западной философии
- 3.1. Культурологические взгляды Фридриха Ницше
- 3.2. Психоаналитические концепции культуры
- 3.3. Марксистское понимание культуры
- 3.4. Европоцентризм и культурологическая концепция Освальда Шпенглера
- Глава 4. Русская культурологическая мысль
- 4.1. Культурологическая мысль славянофилов и западников
- 4.2. Проблемы культуры в трудах ф. М. Достоевского, в. С. Соловьева и н. А. Бердяева
- 4.3. Советская культурологическая мысль
- Глава 5. Современная западноевропейская культурологическая мысль
- 5.1. Культурологические проблемы в современной антропологии
- 5.2. Герменевтика
- 5.3. Структурный анализ и деконструкция культуры
- 5.4. Постмодернизм
- Раздел II морфология культуры
- Глава 6. Структура культуры
- 6.1. Артефакт культуры
- 6.2. Семантика культуры
- 6.3. Ценности и нормы культуры
- 6.4. Основные функции культуры
- Глава 7. Источники и механизмы культурной динамики
- Раздели III типология и историческая динамика культуры
- Глава 8. Теоретические модели типологии культуры
- 8.1. Критерии типологизации культуры
- 8.2.Основные типы культуры
- Глава 9. Культура первобытного общества
- 9.1. Основные этапы становления первобытной культуры*
- 9.2. Миф и его роль в культуре
- 9.3. Древние верования и культы
- Глава 10. Культура древних цивилизаций востока
- 10.1. Типологическая характеристика культуры древних цивилизаций
- 10.2. Культура Древнего Египта
- 10.3. Культура Древней Месопотамии
- 10.4. Культура Индии
- 10.5. Культура Китая
- Глава 11. Античность как тип культуры
- 11.1. Культура Древней Греции
- 11.2. Культура Древнего Рима
- Глава 12. Культура византии и западноевропейского средневековья
- 12.1. Культура Византии
- 12.2. Культура западноевропейского средневековья
- Глава 13. Культура ренессанса
- 13.1. Истоки Ренессанса
- 13.2. Ренессанс и античность
- 13.3. Гуманизм и личность
- 13.4. Ренессансная модель мира
- 13.5. Ренессанс и Реформация
- 13.6. Художественная культура Ренессанса
- Глава 14. Европейская культура эпохи нового времени
- 14.1. Общая характеристика новой европейской культуры XVII в.
- 14.2. Культура XVIII в. Просвещение
- 14.3. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Культурная дифференциация Европы
- Глава 15. Культура XX века
- 15.1. Основные тенденции развития культуры XX века
- 15.2. Модернизм и авангард как культурная стратегия
- 15.3. Феномен массовой культуры
- Глава 16. Культура россии
- 16.1. Эволюция древнерусской культуры
- 16.2. Культура России XVIII века
- 16.3. Культура России XIX века
- 16.4. Начало XX века: расцвет русской культуры
- 16.5. Социалистическая революция и феномен советской культуры
- Глава 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры
- 17.1. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси
- 17.2. Белорусская культура эпохи средневековья. Ренессанс и гуманизм на белорусских землях
- 17.3. Белорусский ренессанс и христианский гуманизм
- 17.4. Беларусь в контексте евразийского культурного пространства в XVII - XVIII веках
- 17.5. Белорусская культура XIX - начала XX века
- 17.6. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции
- 17.7. Беларусь в постсоветском культурном пространстве
- Культурология